О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Компания Boeing нанесла удар по обороне США

По сообщению The Wall Street Journal, американская корпорация Boeing признала, что министерство юстиции и ВВС США ведут расследование обстоятельств нелегального приобретения Boeing документов о разработках ее конкурента Lockheed Martin, что помогло ей выиграть крупный правительственный тендер в 1998 году. Теперь компанию может ожидать отстранение от исполнения некоторых военных госзаказов.

Boeing у Lockheed украла ракету

В 1990-х годах ВВС США объявили конкурс на разработку усовершенствованной одноразовой ракеты-носителя для вывода на орбиту военных, телекоммуникационных и прочих спутников. Изначально предполагалось передать весь контракт в руки одного подрядчика, но военные решили подстраховаться и разделить общее количество запусков между главным и второстепенным подрядчиками. Борьба за первенство развернулась между первым и вторым по величине оборонными концернами США - Lockheed Martin и Boeing, каждый из которых начал разработку своей ракеты-носителя. В 1998 году Boeing, представившая ракету Delta IV, выиграла правительственный тендер, обойдя Lockheed Martin и получив заказ стоимостью $1, 88 млрд, предусматривающий доставку на орбиту 19 из 28 спутников.

Однако два года спустя разразился скандал. В 2000 году уволенные сотрудники Boeing Кеннет Бранч и Уильям Эрскин подали в суд на компанию, заявляя, что единственной причиной их увольнения стало стремление Boeing "прикрыть свои незаконные действия" по использованию разработок конкурента. Это дало повод министерству юстиции и ВВС США начать расследование обстоятельств тендера 1998 года. И вот в отчете, поданном 5 мая в Комиссию по ценным бумагам США, Boeing признала факт расследования.

Порядок участия в конкурсе на госзаказ в США регулируется законом "О добросовестном участии в подряде". Статья 1 этого закона, "Разглашение и приобретение заявки подрядчика, информации по предложению или по подбору подрядчика", гласит: "А. Лицо, работающее или работавшее на правительство США, действующее по его поручительству или выступающее в качестве консультанта, имеющее или имевшее доступ к вышеуказанной информации, не должно разглашать ее до объявления победителей в конкурсе, к которому она относится. В. Никто не должен сознательно приобретать такую информацию до объявления победителей в конкурсе, к которому она относится".

В 1996 году инженер Кеннет Бранч, сотрудник Lockheed, пришел на собеседование о приеме на работу в Boeing. Как следует из заявления, данного под присягой одним из участников встречи, в ходе собеседования инженер Бранч продемонстрировал некоторые материалы, касающиеся ракетного проекта Lockheed. Вскоре он был принят на работу в компанию McDonnell Douglas, которая занималась разработкой ракет-носителей Delta и с которой Boeing к тому моменту уже заключила соглашение о слиянии. Таким образом, господин Бранч стал работать в ракетной программе Boeing. Через два года Кеннета Бранча и его непосредственного начальника Уильяма Эрскина неожиданно уволили на том основании, что в ходе внутреннего расследования у них было обнаружено несколько тысяч страниц секретной технической и финансовой документации, касающихся ракетных разработок Lockheed, тогда как устав компании Boeing запрещает сотрудникам пользоваться разработками конкурента.

В 2000 году уволенные сотрудники подали в суд на Boeing.

По утверждению господина Бранча, секретную информацию по разработкам Lockheed от него требовали высокопоставленные лица в Boeing. Другой заявитель, Уильям Эрскин, описал тайную комнату, защищенную кодовым замком, в которой Boeing хранит документы, нелегально добытые у конкурентов; а свидетели, опрошенные внутренним следователем Boeing, подтвердили, что часть полученных от Кеннета Бранча документов после использования сожгли в специальных печах. Также имеется документальное подтверждение того, что на основании информации господина Бранча в проект Delta IV были внесены существенные изменения. Примечательно, что, увольняя господ Бранча и Эрскина, Boeing единовременно вернула Lockheed только две подшивки документов, а остальное возвращала по частям в течение нескольких лет.

В 2002 году доход оборонного подразделения Boeing составил $25 млрд. В первом квартале 2003 года компания объявила, что впервые в истории доход ее оборонного подразделения превзошел доход гражданского, составив $603 млн, что на 49% больше, чем в том же квартале 2002 года. Изменение баланса между подразделениями связано как с общим кризисом гражданской авиации - в первом квартале Boeing выполнила заказы на 71 самолет, что на 35% меньше, чем в том же квартале прошлого года, - так и с устойчивым спросом государства на ее оборонную продукцию.

Ведущееся следствие может нанести компании существенный удар. По словам сотрудника Пентагона, на которые ссылается The Los Angeles Times, в случае, если будет установлено, что высшее руководство Boeing санкционировало шпионаж за Lockheed Martin, Boeing ожидает временное или постоянное отстранение от ряда военных разработок.

Обычное дело

Скандал вокруг Delta IV - не первый случай уличения корпорации Boeing в приобретении секретных документов и махинациях при получении госзаказа. В 1989 году Boeing признала себя виновной в незаконном обладании секретными документами Пентагона. Дело было урегулировано во внесудебном порядке - это обошлось Boeing в $5, 2 млн.А в 1991 году два бывших сотрудника Boeing, работавшие в тот момент на ВМФ США, были приговорены к тюремному заключению за предоставление конфиденциальной информации о крупном военном контракте Boeing и другим оборонным подрядчикам.

В конце января этого года Центральное бухгалтерское управление (GAO) объявило результаты расследования обстоятельств тендера 1998 года на создание EKV - заатмосферного средства поражения, которое должно стать одним из ключевых элементов программы противоракетной обороны, намеченной к развертыванию в 2004 году. Тогда Boeing пришлось выйти из тендера, поскольку были обнаружены неоспоримые свидетельства того, что компания имела информацию о разработках своего соперника - Raytheon. В июле 1998 года Raytheon передала данные по компьютерному тестированию своей разработки представителям Пентагона. А две недели спустя этот документ обнаружили на полу конференц-зала, в котором заседала группа разработчиков EKV Boeing. И хотя Boeing заверила Raytheon, что документы были случайно забыты наблюдателями из Пентагона, уволила трех своих сотрудников, причастных к инциденту, и вернула документы владельцу, но ее дальнейшее участие в тендере стало невозможным, и госзаказ на сумму $800 млн был передан Raytheon. Согласно недавнему отчету GAO, у этого скандала 1998 года было продолжение. Расследование выявило, что контракт был вручен Raytheon только потому, что Boeing вышла из конкурса, - обстоятельной технической экспертизы заявки Raytheon не проводилось. Ее система до сих пор вызывает нарекания у некоторых ученых, считающих, что она не умеет эффективно отличать настоящие боевые вражеские ракеты от ложных целей.

В своем стремлении поближе познакомиться с достижениями конкурентов Boeing не одинока. По данным неправительственной программы контроля за государственными программами, ведущей мониторинг всех правонарушений государственных подрядчиков, в махинациях при получении госзаказа были замечены Lockheed, Raytheon, Northrop Grumman, SAIC и другие компании военно-промышленного комплекса США.

Последний скандал вокруг Boeing может иметь негативные последствия не только для самой компании, но и для министерства обороны США и для рынка в целом. Министерство предпочитает дублировать крупные оборонные заказы, а скандал может привести к отстранению Boeing от участия в тендерах, что не только затруднит осуществление этой политики, но и может привести к падению качества выполнения заказов. Кроме того, ВВС США полгода назад предложили Boeing и Lockheed объединить свои ракетостроительные подразделения для общего сокращения расходов на запуск спутников - однако скандал, вероятно, помешает осуществлению этого плана....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка