О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром расправляет крылья

В Москве в "Петровском зале" гостиницы "Аэростар" прошла пресс-конференция, посвященная 5-летию сотрудничества ОАО "Пермский моторный завод" с одной из ведущих авиадвигателестроительных фирм мира "Пратт энд Уитни", входящей в корпорацию "Юнайтед Текнолоджиз". Десятки журналистов пришли на встречу с создателями авиамоторов, и это не случайно -читателям многих газет и журналов небезразлична судьба авиационной промышленности да и самой авиации России. После пресс-конференции наш корреспондент взял интервью у генерального директора ОАО "Пермский моторный завод" Ю. Е. Решетникова.

- Юрий Евгеньевич, когда и почему вы и ваши коллеги приняли решение о сотрудничестве с "Пратт энд Уитни"?

- В начале 90-х годов прошлого века, когда закончилась холодная война, перед авиационными фирмами всего мира встал вопрос: что делать? Ведь военные заказы резко сократились. Ответ напрашивался сам собой: объединяться, искать или формировать новые рынки, выходить на них с конкурентоспособной продукцией гражданского назначения.

К сожалению, в России, которая до начала 90-х годов тоже являлась великой авиационной державой, сменявшие друг друга правительства "реформаторов" решили, что авиапром ей не нужен. При этом не бралась в расчет даже такая прописная истина, как то, что сегодня без авиации невозможно обеспечить безопасность страны. Я уж не говорю о том, что существование нашего государства - с его просторами и неразвитой сетью дорог, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке - немыслимо без гражданской авиации. Но факт остается фактом - в начале 90-х годов государство отказалось платить за свой же собственный государственный заказ.

Но мы понимали, что в Перми нужно, несмотря ни на что, спасти школу авиадвигателестроения, завод, конструкторское бюро. К этому времени мы уже имели двигатель ПС-90А, оставалось его только "довести". Однако любой двигатель такого класса "взрослеет" медленно и к тому же требует больших материальных вложений. Поскольку денег от правительства России мы получить не надеялись, стали искать партнера, который вместе с нами мог бы довести ПС-90А до международных стандартов и с этим совместным продуктом выйти на рынок. Провели переговоры с рядом грандов мирового авиадвигателестроения и выбрали корпорацию "Юнайтед Текнолоджиз", в которую и входит "Пратт энд Уитни". Именно эта фирма, тщательно изучив ПС-90А и оценив его способности к модернизации, предложила ряд радикальных конструктивных трансформаций, которые могли бы вывести двигатель в число лидеров на рынке авиамоторов.

Надо сказать, что за минувшие годы "Пратт энд Уитни" ни разу не изменила своим обещаниям и намерениям, очень точно соблюдая все условия сотрудничества. К сожалению, не могу отнести эти же слова к российской стороне. По разным причинам политического и экономического характера, а также из-за частой смены владельцев "Пермских моторов" в период с 1993 по 1997 год произошло то, что вице-президент "Пратт энд Уитни" Томас Хайек назвал "фальстартами" - наше сотрудничество никак не удавалось ввести в нужное русло. Не буду вдаваться в подробности происходивших "срывов", но лишь в октябре 1997 года, когда в процессе реструктуризации ОАО "Пермские моторы" было создано ОАО "Пермский моторный завод", мы смогли двинуть производство темпами развития, которые запланировали.

- Запланировали? Но ведь в России планирование промышленного производства -да и не только его - чуть ли не предано анафеме...

- И совершенно напрасно. Вместе с социалистической системой мы выплеснули и "ребенка" - систему планирования, которому мир у нас учился, а теперь вовсю использует. Поэтому, имея столь надежного партнера, как "Пратт энд Уитни", мы смогли позволить себе такую "роскошь", как разработка "Основных направлений развития "Пермского моторного завода" до 2011 года". В них намечены пути "движения" коллектива предприятия по всем основным направлениям деятельности на десятилетие вперед, а это - существенный рост объема продаж продукции, повышение ее качества, соответствие наших изделий мировым стандартам. Я считаю, что такой гигантский "корабль", как "ПМЗ", не может и не должен скитаться в рыночной стихии, не имея выверенного курса. Два года, которые прошли со времени принятия этого документа, подтвердили точность наших прогнозов.

- Вы работаете с "Пратт энд Уитни" пять лет. Чего удалось достичь за это время?

- Продукция нашего завода - авиадвигатель ПС-90А -единственный в России, который может устанавливаться на современные магистральные самолеты, поскольку отвечает требованиям ИКАО по шуму, по выбросам вредных веществ в атмосферу и т. д. Мы занимаемся и его ремонтом, а также выпускаем установки промышленного применения, в частности, для нужд "Газпрома", других нефтяных компаний, а также для "малой" энергетики.

Так вот в течение пяти лет своего существования "ПМЗ" работал по интересному "закону": каждый год объем продаж продукции увеличивался в полтора раза, а за 2002 год вырос почти в 2 раза, превысив сумму в 100 млн. долларов. При этом постоянно расширялась номенклатура изделий, росла из года в год отдача в денежном выражении от одного работающего, а также прибыль.

Сравните: в минувшем году на серийных предприятиях авиадвигателестроения и агрегатостроения объемы выпуска и продажи продукции по сравнению с 2001 годом выросли на 30, 7 процента, а на "ПМЗ" - на 89 процентов; среднестатистическая численность работающих увеличилась на 3 процента, на Пермском моторном - более чем на 15 процентов; по заводам, входящим в АССАД, заработная плата в среднем возросла на 38, 4 процента, в Перми - почти на 80 процентов. Значительно улучшились эксплуатационные характеристики двигателя ПС-90А, который устанавливается на новые самолеты, выпускаемые в России.

Хотел бы также добавить, что нам удалось переломить ситуацию в свою пользу в деле подготовки и закрепления кадров. Если раньше значительная часть молодых специалистов, придя на завод, задерживалась на нем недолго, то в 2002 году ни один из новичков не покинул свою работу на "ПМЗ", основательно закрепившись на предприятии. Растет численность всех категорий работающих, снижается их средний возраст - за четыре года работники "ПМЗ" "помолодели" на три года, что свидетельствует о позитивном процессе обновления кадров за счет приходящих к нам выпускников вузов, молодых квалифицированных специалистов. Этому способствуют существенный рост уровня заработной платы на заводе, обусловленный высокими доходами предприятия, а также уверенность завод-чан в завтрашнем дне.

- Все перечисленные вами достижения были бы невозможны без серьезных инвестиций в Пермский моторный комплекс. Сколько вы получили от первоначально заложенной суммы?

- Если говорить об инвестициях только в денежном выражении, то 60 процентов. Но я бы не стал сводить вопрос только к деньгам. Мы можем показать, куда был вложен каждый доллар и рубль инвестиций, однако "Пратт энд Уитни" работает с "ПМЗ" не только в области инвестирования средств - специалисты фирмы участвуют в техническом перевооружении цехов, обучении персонала, совершенствовании системы качества, оптимизации производства... Это весьма эффективная система оказания помощи нашим иностранным акционером, которая позволила решить многие задачи. Но я убежден, что мы в состоянии добиться еще более впечатляющих результатов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка