Опубликовано: 15.05.2003, 12:04
 

Найти и спасти

О работе специалистов авиационно-космического поиска и спасания рассказал нашим корреспондентам начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) при Минобороны РФ генерал-майор Владимир Попов


[image]

- Владимир Александрович, в марте, через три недели после вашего вступления в должность, судьба в очередной раз испытала специалистов управления на прочность - в Чечне пропали два вертолета. Почему так долго их искали? Чем это можно объяснить?

- Если коротко, то виною тому погода и сложный горный рельеф местности. Именно они, так сказать, "виновники" и самой катастрофы, и длительного поиска.

А если подробнее, то, как вы знаете, связь с вертолетами была потеряна 20 марта, когда группа машин попала в сплошную облачность. Поиск начался в тот же день, но результатов не дал. В последующие несколько суток облачность то поднималась, то опускалась, выпадали осадки, в горах туман или ограниченная видимость. Активно велся наземный поиск, но его эффективность по сравнению с авиационным, сами понимаете, на несколько порядков ниже. Когда 25 марта с воздуха обнаружили один из вертолетов и высадили спасательную группу, то оказалось, что спуститься к нему в ущелье можно только со специальным снаряжением. Сразу были привлечены альпинисты-спасатели из Ингушетии и Дагестана. Позднее в двух километрах севернее места катастрофы первого вертолета был обнаружен и второй.

Тела погибших летчиков и регистрирующая аппаратура были эвакуированы. За время этой работы выполнено 130 полетов. Все это с учетом полетов на огневое прикрытие и аэрофотосъемку местности.

Поисково-спасательное обеспечение боевых действий - это наша важнейшая задача. На Северном Кавказе определен состав дежурных сил и средств, которые находятся в постоянной готовности к поисково-спасательному обеспечению в зоне ответственности. В этом участвует авиация Вооруженных Сил, включая подразделения 4-й воздушной армии, а также авиация МВД, ФСБ. Главная задача нашего управления - организовать взаимодействие, объединить отдельные структуры для решения задач авиационного поиска и спасания.

- Недавно утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации. Чем была вызвана необходимость их принятия?

- "Воздушный кодекс Российской Федерации" действует с 1997 года. В соответствии с ним они и были отработаны. Необходимость их применения была вызвана тем, что "старых" правил просто не было, авиационный поиск и спасание проводились в соответствии с Наставлением по авиационной поисково-спасательной службе СССР 1990 г. (НАПСС-90). Правила не отменяют действие упомянутого наставления, но являются законодательным фундаментом для переработки всех устаревших нормативных актов, включая и само наставление. А новый документ адаптирован к современным условиям.

- Какие силы и средства сегодня могут быть привлечены к поисково-спасательному обеспечению?

- Все дежурные авиационные поисково-спасательные силы и средства на территории России учтены Главным координационным центром поиска и спасания. Ежедневно примерно 30 самолетов выделяется для решения задач поисково-спасательного обеспечения на различных аэродромах, а также 120-130 вертолетов. То есть ежедневно более 150 воздушных судов могут заниматься авиационным поиском и спасанием, в том числе из состава авиации Минобороны (всех видов и родов войск), МВД, ФСБ, Росавиакосмоса, а также Государственной службы гражданской авиации.

Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности.

- Устраивают ли вас возможности поисково-спасательных технических средств?

- На поисковых воздушных судах обязательно стоит автоматический радиокомпас-радиопеленгатор АРК-УД. Он работает с аварийными источниками сигнала, которые устанавливаются на каждом воздушном судне. Это довольно надежный прибор. Принципиально нового ничего пока не придумано, да и нет необходимости. Кроме того, на некоторых воздушных судах имеются средства космической навигации.

- Вы ведь не только приходите на помощь терпящим бедствие, а и первыми встречаете на земле космонавтов?

- Главная задача здесь - как можно быстрее найти, обнаружить место приземления космического аппарата. Космический аппарат надо найти и эвакуировать, а людям, если требуется, оказать первую медицинскую помощь и вывезти с места приземления.

Например, одна из последних наших работ. Несмотря на то что она была ночная и очень трудная, уже через 17-18 минут после касания аппарата земной поверхности наши первые специалисты произвели посадку. Мы, как правило, сопровождаем аппарат уже на этапе парашютного спуска, когда динамика входа в атмосферу закончилась.

Вертолетчикам приходится садиться на неподготовленные площадки. Поэтому все осуществляется в строгой очередности. Строго определенным порядком садятся вертолеты, чтобы не создавать никаких аварийных и нештатных ситуаций. Для этого задействуются вспомогательные командные пункты управления на стартовой позиции Байконура и оперативном аэродроме.

 

Дайджест прессы за 15 мая 2003 года | Дайджест публикаций за 15 мая 2003 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: "Авиаавтоматика" имени В.В. Тарасова, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (в процессе тестирования)