О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлет без керосина

России продолжается рост авиаперевозок, который удовлетворить в скором времени будет довольно проблематично. Стремительно стареет не только воздушный парк, но и основные фонды предприятий топливозаправочных комплексов (ТЗК). Уровень их изношенности - 70%, а темпы обновления оборудования составляют всего 2-3%. Без модернизации аэропортами материально-технической базы ТЗК заправлять российские самолеты в скором времени будет нечем.

Причина сложившегося положения тривиальна - не хватает средств для приобретения современного оборудования и проведения модернизации существующего. Закупать технику за счет собственных финансовых источников невозможно: основное оборудование ТЗК весьма дорогостоящее. А вынимать из оборота огромные денежные средства не всегда целесообразно либо просто нет такой возможности. Подавляющая часть средств обычно направляется на закупку авиатоплива для заправки воздушных судов.

В большинстве гражданских аэропортов нашей страны, за редким исключением, системы топливного обеспечения так и остались на техническом уровне 60-70-х годов, а новые агрегаты достаточно дороги. Привлечение банковского кредита - задача непростая, особенно если структура баланса далека от идеальной, а у организации нет большого оборота и крупных прибылей. Остается договор финансовой аренды, или лизинга, использование которого на транспорте, где стоимость оборудования велика, весьма перспективно.

"Сегодня по пальцам можно пересчитать аэропорты, оборудованные по последнему слову техники, - говорит генеральный директор Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский . - В настоящее время необходимое оборудование проще взять в финансовую аренду. Лизинг не подразумевает ни изменения формы собственности предприятия, ни сложностей и ограничений по времени, связанных с предоставлением кредита. Несмотря на достаточно высокую стоимость оплаты лизинга, лизинговые компании, а особенно работающие в данном виде бизнеса, могут предложить клиентам выгодные схемы выплат со значительными отсрочками, неприемлемыми для коммерческих банков при кредитовании".

В преимуществе лизинговых схем уже убедились предприятия топливозаправочного комплекса. "Денежные средства, освобожденные в результате лизинговой операции, могут быть направлены на закупку авиатоплива, - говорит заместитель генерального директора ТЗК "Внуково" Семен Вольфзон . - Экономия же на налогах - особая статья. Для аэропортов и предприятий топливозаправочного комплекса при их общей "бедности" это реальный способ экономии. Причем все совершенно законно".

Сегодня большая часть оборудования, используемого в работе аэропортов и ТЗК, имеет достаточно большой срок списания и высокую стоимость, следовательно, они достаточно долго и весьма ощутимо присутствуют в балансе предприятия. Однако при лизинге можно использовать механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3, т.е. оборудование со сроком использования 9 лет списывается за 3 года.

"Через три года предприятие может получить на баланс еще практически новое оборудование, но по мизерной цене, - говорит финансовый директор Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Ольга Полулях . - Пользоваться им можно много лет, а на балансе оно будет стоять практически за копейки, что не только ощутимо влияет на величину налога на имущество, но и позволяет существенно улучшить структуру баланса. Причем в течение трех лет оборудование может находиться как на балансе получателя, так и на балансе лизингодателя. Обычно выбирается вторая схема, при которой получатель не платит налог на имущество за используемое им оборудование".

изинговые платежи относятся к расходам, уменьшающим прибыль. Таким образом, аэропорты и ТЗК могут в течение срока ускоренной амортизации (обычно этот срок равен сроку лизинга) существенно экономить на налогах, что в таких объемах практически нереально для них в повседневной деятельности. К тому же лизинговые платежи могут быть разнесены на несколько лет. Чаще всего лизингополучатель выкупает оборудование за незначительную цену и уже за нее ставит его к себе на баланс.

Законодательные документы, обеспечивающие лизинговую деятельность, появились в России по сравнению, например, с США и Европой достаточно поздно. В начале 90-х годов лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Но с сентября 1994 года в этой области начались изменения.

Сейчас в сфере лизинга действуют два основных документа: Гражданский кодекс РФ, содержащий специальную главу "Финансовая аренда (лизинг)", и федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" в редакции федерального закона от 29 января 2002 года. Почему же такой замечательный способ до сих пор не нашел широкого распространения?

"Это достаточно молодое дело, - говорит начальник управления аэропортовой деятельности Государственной службы гражданской авиации России Валерий Уткин . - Народ еще побаивается - не все знают об особенностях и преимуществах лизинга. Кроме того, аэропорты и предприятия ТЗК не имеют в своих штатах специалистов подобного рода. Но здесь можно полностью положиться на специалистов лизинговой компании. Особое внимание стоит обратить на компании, работающие на нашем рынке не первый год и знающие особенности аэропортовой деятельности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка