О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Работа по призванию

Имя президента холдинга Avia Baltika Юрия Борисова замелькало на страницах литовской печати после того, как стало известно, что он щедро спонсирует избирательную кампанию Роландаса Паксаса (ставшего президентом Литвы в начале нынешнего года). В поисках компромата многочисленные соперники и недоброжелатели Паксаса интересовались и деятельностью Avia Baltika, и личностью его руководителя. В начале декабря прошлого года для расследования деятельности холдинга была даже создана специальная комиссия сейма. Хотя за последние месяцы о Борисове написано, пожалуй, не меньше, чем о самом президенте, именно "Эксперту С-З" предприниматель дал первое интервью.

- Юрий Александрович, о вас много говорят, но мало знают. Представьтесь, пожалуйста.

- Родился в мае 1956-го, имею два высших образования, оба - авиационные. В 80-м окончил Рижский институт гражданской авиации, в 90-м - Академию имени Жуковского. Десять лет прослужил в армии, в том числе два года в Афгане и четыре года на Каунасском авиаремонтном заводе, который принадлежал Министерству обороны. К тому времени имел чин майора и работал начальником основного - сборочного цеха, а в последний год был начальником производства. Так что, как видите, к бизнесу, которым занимаюсь, имею самое непосредственное отношение. У меня хорошая семья, трое детей, старшему уже 21 год. Конечно, поскольку я руковожу холдингом, в котором заняты около тысячи человек, то я довольно состоятельный. Люблю технику и стараюсь поддерживать спортивную форму. Зимой - лыжи, летом мотоспорт, спортивная авиация.

- Теперь о компании Avia Baltika. Она имеет какое-то отношение к бывшему Каунасскому авиаремонтному заводу?

- Только то, что и я, и часть моих сослуживцев некогда работали на этом предприятии. С завода и из армии я уволился в 1991-м, после чего начал заниматься бизнесом, учредив ЗАО "Шанс". Деньги заработал, как большинство первых предпринимателей, на купле-продаже различных товаров. Бизнесу учился на практике и по книгам; в одной из них натолкнулся на совет - занимайся тем, что хорошо знаешь. И последовал этому совету. А что я знал лучше авиации? Поинтересовался ситуацией на этом рынке и выяснил, что система поставок авиазапчастей организована в стране, тогда еще Союзе, отвратительно. И начал заниматься авиационным бизнесом.

- Что представляет собой Avia Baltika сегодня?

- Это холдинг. В него входит пять основных предприятий. Прежде всего, конечно, Санкт-Петербургская авиационная ремонтная компания - СПАРК. Это наша производственная база и самый крупный завод в России по ремонту вертолетов. В свое время на нем проходили капремонт и модернизацию до 250 машин в год. В 1997-м эта цифра сократилась до 27, а после того как предприятие вошло в холдинг, стала непрерывно расти: в этом году мы уже имеем заказы на ремонт 120 вертолетов и, согласно данным журнала "Вертолет", выполняем примерно 40% всех объемов работ в данном секторе обслуживания авиации. В производстве заняты около 750 человек.

Предприятие Avia Baltika, расположенное в Каунасе, - "мозговой центр", выполняющий самую важную функцию в бизнесе - изучение рынка и поиск заказчиков, то бишь маркетинг. В физическом смысле это современный офис с примерно сотней сотрудников. Transaviabaltika - это наш собственный авиатранспорт в виде вертолета МИ-8 и реактивного самолета Lear Jet 25. Кроме того, располагаем современным учебным центром в Петербурге, где оборудован новейший комплексный тренажер вертолета МИ-17, и летной школой в Паневежисе.

Есть сеть предприятий сервисного обслуживания. На нашем сайте указано лишь самое крупное предприятие такого рода - оно находится в Мексике: Aviabaltika de Mexico S.A.de C.V. Фактически же их несколько - в Индии, Шри-Ланке, Колумбии... Работаем примерно в 30 странах, в основном это государства так называемого третьего мира. Должен подчеркнуть, что 90% работ, выполняемых СПАРКом, - по российским заказам.

Мы специализируемся на продаже и ремонте вертолетов Ми-17, Ми-8 и Ка-32, на поставке запчастей к ним и являемся представителем многих производителей авиатехники. Должен заметить, что структура холдинга весьма динамична и меняется, подстраиваясь под заказы.

- О вашем бизнесе в литовских СМИ гуляет множество версий. Чаще всего компанию изображают как некий канал экспорта российской техники, позволяющий проводить операции, в результате которых гражданская техника превращается в военную или попадает не в те руки. Впрочем, и у людей, политически не ангажированных, возникает вопрос: в чем причина вашего успеха, если в России многие авиационные предприятия "лежат"?

- Секрет нашего успеха я бы обобщенно свел к следующему: мы научились работать по законам рынка раньше и лучше, чем другие. Что это значит? Это значит, что главная цель структуры - удовлетворение требований заказчика. Рынок потенциальных потребностей определить нетрудно: проработав многие годы в авиации, я хорошо знал, какие страны закупили российские вертолеты и, следовательно, нуждаются в запчастях и ремонте, проще говоря - в сервисном обслуживании. Дальше все очень просто: заказы у них получит тот, кто сумеет эти потребности удовлетворить наилучшим способом - оперативно и комплексно, качественно и надежно. Тогда, кстати, обеспечивается и еще одна цель - поддержка и развитие интереса к этой технике.

Вот эту задачу мы и решали. И сам холдинг, и его структура появились и развиваются по логике этой потребности. Смотрите: начали мы с простой коммерции, потом появилась потребность в собственной производственной базе. И в 1998-м мы приобрели акции СПАРКа. Почему именно его? Во-первых, потому что к тому времени каунасского завода уже не существовало. Во-вторых, со СПАРКом мы сотрудничали несколько лет, размещая на нем заказы. Но даже хороший партнер не всегда гарантирует необходимую скорость выполнения заказов. Завод был тогда в плохом состоянии, и пришлось много потрудиться, чтобы он стал работать как часы.

Далее: продажа техники и запчастей в дальние страны требует приближения сервисного обслуживания в соответствующие регионы, открытия там таможенных складов, чтобы запчасти можно было доставить моментально. И мы начали создавать эту сеть. Причем дополнили ее системой профессиональной подготовки персонала: создали учебные центры, где готовят авиаторов - начиная с летчиков и заканчивая техниками по обслуживанию и ремонту.

Отвечая на первый вопрос, хочется задать встречные. Можно подумать, что вывезти из России и ввезти в Литву авиационную технику так просто. Знают ли те, кто такие слухи распускает, что на каждый вывоз требуются лицензии, выдача которых жесточайшим образом контролируется? За последние пять лет нас неоднократно проверяли всевозможные инстанции: от налоговой инспекции до госбезопасности, прокуратуры и даже специальной комиссии сейма. И каждый раз (в том числе и во время последней проверки по поводу так называемой суданской сделки) никаких нарушений закона не обнаружили. Об этом прямо говорится в выводах комиссии: "Действия, когда в 2001 году в Судан был вывезен вертолет Ми-8Е, не нарушили существовавших в то время литовских законов..."

- Тем не менее в отчете говорится, что есть опасность попадания техники "не в те руки" или использования некоторых деталей по двойному назначению - как для гражданских, так и для военных машин.

- Если следовать этой логике, то можно дойти до абсурда - запретить все. Ведь любой предмет, если им "грамотно" воспользоваться, можно превратить в орудие убийства. Кстати, наши юристы пытались выяснить в литовском МИДе, были ли со стороны НАТО или других международных организаций обращения по поводу претензий к Avia Baltika, и ничего не нашли. Поэтому у меня есть основания утверждать, что создание парламентской комиссии по расследованию этого "инцидента" было продиктовано чисто политическими мотивами - желанием скомпрометировать Паксаса связью с "нехорошей" компанией и помешать ему выиграть выборы. Она была создана, кстати, с грубейшим нарушением конституционного принципа разделения властей. Такого рода расследованиями должна заниматься прокуратура, а не члены сейма.

- И все же: почему экспорт осуществляется через Литву, а не прямо из России?

- По логике бизнеса. Какая сегодня кредитная банковская ставка в Литве? 8%. А в России? В России - 16%. Западные инвесторы, как известно, не очень охотно дают кредиты российским предприятиям, считая Россию зоной повышенного риска. Если я подписываю контракт на поставку чего-то, могу получить в Литве кредит под 8%, и иду на предоплату - оплачиваю россиянам их товар сразу же. Выгода получается обоюдная, не правда ли? Это во-первых. Во-вторых, в Литве были нормальные законы, позволяющие оперативно завозить и вывозить товар. И он лежал на наших складах, чтобы при возникновении потребности мгновенно вывезти заказчику, зарабатывая на скорости выполнения заказов. В России, при ее более ярко выраженной бюрократии, такие скорости были невозможны. Потом и в Литве начались "наезды", провокации, ужесточение правил вывоза.

- Те поправки к закону, которые были приняты в конце прошлого года и значительно расширили список деталей так называемого двойного назначения, вероятно, ограничили возможности вашего бизнеса?

- Конечно. Ведь тендер выигрывает та компания, которая обеспечивает максимальную скорость поставки. Теперь она заметно снизилась, и бизнес в конце концов может умереть. Но зададимся вопросом: кто от этого пострадает - Литва или моя компания? Думаю, что в конечном итоге Литва. Потопить холдинг, обладающий такой мощной базой и разветвленной сетью, уже практически невозможно. Просто капитал потечет в другие страны. А здесь бизнес будет сворачиваться и литовский бюджет потеряет дисциплинированного и крупного налогоплательщика.

- Если не секрет, что побудило вас профинансировать выборы президента? Как вы относитесь к приходу бизнесменов в политику?

- Познакомились мы с Паксасом примерно полтора год назад. Произошло это случайно - в летной школе в Паневежисе. Мы ведь оба - летчики. Второй раз встретились там же - в середине лета. Он тогда готовился в президенты и попросил помощи. Как человек и как политик он мне понравился искренностью и желанием принести пользу народу. То есть это был мой человеческий и гражданский выбор. Почему-то все обращают внимание только на финансовую сторону помощи, а ведь наши люди активно участвовали и в самой организации второго тура выборов, обеспечив, например, вместе с избирательным штабом около семи тысяч наблюдателей на участках.

- Вам не приходила в голову мысль самому заняться политикой?

- Если бы мне предложили сделать политическую карьеру, я бы отказался. Каждый должен работать по призванию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка