ЯСИА
9 июня 2003, 17:20
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144
Сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 и франко-английский "Конкорд" создавались в разных странах, но похожи как близнецы. Да и первые их полеты состоялись практически в одно время ("Ту" поднялся в воздух на три месяца раньше).
Объясняется это довольно просто: одинаковые задачи зачастую имеют лишь одно оптимальное решение. Однако мало кто знает, что обеим этим гражданским машинам сопутствовала боевая - "Сотка".
Ее создали конструкторы ОКБ П.О. Сухого. По своим конструктивным решениям и аэродинамической схеме она имела много общего с туполевской и франко-английской машинами. Более того, по летно-техническим характеристикам и технологии производства она превосходила их. Достаточно сказать, что максимальная скорость "Сотки" превышала 3000 км/ч, а это требовало широкого применения титановых сплавов и других жаропрочных материалов.
По отзывам летчиков-испытателей в воздухе "Сотка" вела себя безукоризненно и по своим маневренным качествам скорее напоминала истребитель, чем тяжелый бомбардировщик. Однако по политическим мотивам закончить испытания разработчикам "Сотки" запретили, а самолет просто передали в авиационный музей в Монино.
Впервые модель Ту-144 была показана на авиасалоне в Ле-Бурже под Парижем в 1965 году, а облет опытного образца первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета состоялся 31 декабря 1968 года.
Через полтора года, 5 июня 1969 года на Ту-144 была впервые достигнута скорость звука, а к осени 70-го - 2430 км/ч. В 1971 году самолет демонстрировался в Париже и в одном из полетов потерпел катастрофу из-за маневра французского истребителя.
В отличие от опытных экземпляров, серийные образцы Ту-144 отличались формой и увеличенным размахом крыла, большей длиной, другим шасси и оснащались дополнительным передним убираемым крылом. В 1973 году эта модификация самолета демонстрировалась в Париже. С 1975 года Ту-144 эксплуатировался на трассе Москва - Алма-Ата (с 1977 года пассажирские рейсы).
Совершались также пробные рейсы Москва - Хабаровск. Но, из-за экономической нецелесообразности, самолет с эксплуатации все-таки сняли. С 1997 года по российско-американскому соглашению Ту-144 используется как летающая лаборатория в рамках программы создания сверхзвуковых пассажирских самолетов следующего поколения....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 17, 2025
Аэрофлот приготовил особенные подарки для детей, путешествующих в классе Бизнес
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 18, 2025
В Новосибирске ввели обучение по новой специальности, связанной с БПЛА
Декабрь 18, 2025
Специалисты ЦОК АПК впервые применили квадрокоптер для фитосанитарного контроля в Астраханской области