О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Земля и небо

Свидетель трех трагедий

В декабре нынешнего года мировое сообщество отметит 100-летие авиации. Ее история знает немало взлетов и падений, хранит много тайн и загадок. Некоторые из этих страниц должен приоткрыть Государственный музей авиации, создаваемый нынче на базе Национального авиационного университета в Киеве. Среди его экспонатов будет и уникальный аэроплан.

В это трудно поверить. Настоящий легендарный самолет-разведчик Р-6 образца 1929 года мирно стоял в ангаре Киевского 410-го авиаремонтного завода. На фоне ремонтируемого рядом современного транспортного Ан-74 он выглядел допотопным ящером. На шасси, состоящем из труб без каких-либо амортизаторов, и с колесами, как у автомобиля, возвышался длинный "горб" фюзеляжа с широченными крыльями. Обшивка из гофрированных листов дюралюминия создавала впечатление, что самолет изготовлен из шифера. В его склепанном опять-таки из труб прямоугольном "чреве" зияли три дыры - для пилота, штурмана и бортрадиста. В высоко задранном носу аэроплана, за целых два метра от летчика, вставлены два стеклянных окошка, через которые практически ничего не видно. Так что для обзора местности разведчику приходилось вертеть головой по сторонам, сидя на жестком металлическом кресле. Курс он держал по компасу - единственному навигационному прибору, прикрепленному возле штурвала. При помощи этой обычной баранки, двух педалей и тросов, протянутых через корпус к хвосту и крыльям, пилот и рулил громадиной. Спереди на крыльях крепились небольшие, как на ЗИЛе, бензомоторы.

- Самолет-разведчик создан в 1929 году в ЦАГИ под руководством известного конструктора Андрея Туполева, - рассказал главный технолог авиаремонтного завода Владимир Готун. - Мы обратились в КБ имени Туполева с просьбой выслать техническую документацию на Р-6 для его реставрации и получили оттуда все материалы, даже исторические снимки. Мощность моторов позволяла машине развивать скорость до 230 км/час. И совершать полеты на 1680 километров при максимальной высоте свыше пяти с половиной километров. Всего было выпущено более 400 машин этой марки (что свидетельствует об их надежности). Почти половина потом была передана в гражданскую авиацию под маркой АНТ-7.

Фрагменты АНТ-7, доставленные на 410-й авиаремонтный завод

История же появления "экспоната" на авиаремонтном заводе очень драматична. Ее перипетии изложил фанат авиации, принимавший участие в поисках нескольких разбившихся аэропланов, Евгений Коноплев в своей книге "На край земли за самолетом". Дополнили картину в беседе с корреспондентом "Ведомостей" участник экспедиции 1985 года, бывший заведующий кинолабораторией тогдашнего Киевского института инженеров гражданской авиации Алексей Гливенко и нынешний ректор Национального авиационного университета Виталий Бабак.

Губительный мираж

Двадцать лет назад было принято решение о создании в Ульяновске Музея гражданской авиации. Поиском и обследованием старых, казалось, навсегда утраченных самолетов занималась экспедиция газеты "Воздушный транспорт". С помощью украинских коллег были найдены три разбившихся при авариях АНТ-7, из которых, собственно, и собирают сейчас в Киеве единственный экземпляр.

В 1984 году на полуострове Канин (Россия) местные авиаторы обнаружили первый полуразрушенный аэроплан, лежавший в тундре. Отсняли его и отослали фотографии в редакцию "Воздушного транспорта". Там их посмотрели и... вернули почему-то обратно.

Спустя почти год в случайном разговоре Евгений Коноплев узнал о находке и вылетел на Север. На вертолете за два рейса вывезли обломки самолета. Переправили их сначала в Архангельск, потом в Борисполь.

Второй АНТ-7 потерпел аварию в 1942 году, выполняя рейс Петропавловск-Камчатский - Усть-Хаюрюзово. Командиром экипажа был Говорухин, бортрадистом Самсонов. Везли продовольствие - сыр, масло. Низкие облака прижимали самолет к незнакомой для пилота местности, а на одном из виражей аэроплан зацепил левым поплавком за сопку. Самсонов при посадке сломал ногу, но, к счастью, оба летчика остались живы. Их спасли. А обломки самолета были эвакуированы и позже попали в Киев.

Находка оленевода

Лучше других сохранился самолет АНТ-7, находившийся на труднодоступной сопке в северной части Верхоянского хребта. Большая удаленность от населенных пунктов и крутые склоны гор уберегли машину, упавшую там 8 апреля 1945 года.

В тот день самолет, пилотируемый Николаем Варкентиным и бортмехаником Жмаевым, вылетел из Тикси в Якутск. Он перевозил шестерых пассажиров. Приблизительную картину катастрофы удалось восстановить только 41 год спустя. Причиной аварии стал обрыв шатуна цилиндра левого двигателя. Самолет врезался во внезапно вынырнувшую из тумана сопку.

Поиски его длились не один год. Только летом 1960-го местный оленевод Николай Шамаев, перегоняя стадо, обратил внимание на сверкавший предмет на крутом склоне сопки. Найдя самолет, Шамаев собрал документы на месте катастрофы и отвез их в ближайший сельсовет. Через некоторое время они попали в Якутск. Спустя два года авиаторы Якутского отряда установили у подножия сопки скромный обелиск погибшим летчикам и пассажирам. Еще через 23 года, в 1985-м, экспедиция, в которую входили Евгений Коноплев и Алексей Гливенко, побывала на месте этой трагедии. Останки людей захоронили рядом с обелиском, а фрагменты разбитого самолета перевезли в Киев.

- Наш тогда еще Институт инженеров гражданской авиации должен был реставрировать АНТ-7 для музея в Ульяновске, - рассказывает ректор Национального авиационного университета Виталий Бабак. - Однако ремонт из-за плохого финансирования растянулся на годы. Пожалуй, только мотористы под началом ныне покойного ветерана института и Аэрофлота Петра Петровича Гетманчука активно восстанавливали двигатели, тоже собранные с нескольких самолетов. Самолет станет самым старым экспонатом Государственного музея авиации, который создается на базе нашего университета.

С миру по нитке

Сейчас фактически все работы по сбору, доставке в Киев и доведению до кондиции образцов для экспозиции ведутся на средства Национального авиационного университета, на базе которого создается музей авиации. Об этом говорилось на недавнем заседании совета музея с участием руководителей авиапредприятий страны и представителей Минобороны. Правда, в текущем году выделяются деньги из бюджета. Но всего 356 тысяч гривен, которых хватит лишь на зарплату сотрудникам да на мелкие ремонты будущих экспонатов. Где уж тут говорить о строительстве самого здания музея.

- Чтобы успеть открыть выставку авиатехники уже в этом году, к 100-летию авиации, мы предлагаем закрепить за каждым из украинских авиапредприятий по машине, - сказал на заседании президент ассоциации "Укравиапром" Валерий Шмаров. - Пусть они доводят самолеты до надлежащего вида и устанавливают их на смотровой площадке. Пополнять экспозицию можно даже за счет тех старых самолетов, что были установлены в свое время во многих наших населенных пунктах, а также в авиачастях. Еще есть договоренность с ВВС Вьетнама и США о получении списанных самолетов и вертолетов периода войны между этими странами.

А чтобы сделать будущий музей (в районе аэропорта "Киев") более доступным для посетителей, участники заседания решили обратиться к столичным властям с просьбой протянуть туда троллейбусную линию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Киевские ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка