О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сухому" в Ле Бурже помешала Noga

Претензии швейцарской фирмы Noga к российскому государству помешали российским компаниям представить свою продукцию на авиасалоне в парижском пригороде Ле Бурже, что повлияло на зрелищность мероприятия.

По данным годового отчета Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), в минувшем году Россия лидировала в мире по экспорту вооружений - на нее приходилось 36% поставок оружия.

Авиационная техника остается основой российского экспорта вооружений.

По данным российского Центра анализа стратеги и технологий, в 2002 году лишь по линии государственной компании "Рособоронэкспорт" было продано 60 самолетов марки "Су" в Китай, Индию, Эфиопию и, возможно, в Алжир.

Истребители Су-27, вертолеты Ми-17, авиационные двигатели и бортовое вооружение составили три четверти общего объема поставок "Рособоронэкспорта".

Однако на нынешнем авиасалоне в парижском пригороде Ле Бурже почти нет российских самолетов. О причинах этого и в целом о ситуации в российском авиастроении специальный корреспондент Русской службы Би-би-си на авиасалоне Андрей Бекетов беседовал с генеральным директором ОАО "ОКБ Сухого" Михаилом Погосяном.

Би-би-си: Почему на этом авиасалоне почти нет российских самолетов?

Михаил Погосян: Нынешнее положение связано с тем, что попытка ареста наших самолетов, которую предприняла два года назад швейцарская фирма Noga, окончательно юридически не урегулирована. Суд не закончил рассмотрение наших доводов о том, что в соответствии с российским законодательством, владельцы этих самолетов - предприятия, являющиеся акционерными обществами, не несут ответственности по обязательствам российского государства. Суд начался 4 июня, и мы рассчитывали, что до авиасалона в Ле Бурже он вынесет решение, которое, как мы надеялись, подтвердит необоснованность претензий фирмы Noga к нашей технике. Но это решение будет объявлено в июле. Вот почему мы не смогли представить здесь свои самолеты, хотя до последнего момента были к этому готовы.

Би-би-си: А что вы планировали здесь показать?

М.П.: Мы здесь показывали бы одноместный вариант самолета Су-30, самолет Су-27СМ, модернизированный многоцелевой самолет, который имеет более высокий уровень эффективности при решении задач применения высокоточного оружия по наземным и надводным целям. Это следующий шаг в модернизации Су-27/Су-30. Уверяю вам, что у этого самолета высокие летно-технические характеристики, что мы уже многократно показывали здесь, в Париже. Конечно, жалко, что только самолет Су-31 принимает участие в летном показе, но он хоть как-то компенсирует отсутствие боевых самолетов Сухого на этой выставке.

Би-би-си: Вообще, какой ущерб был нанесен этим спором?

М.П.: Объективно говоря, за два года претензий компании Noga на арест наших самолетов, объем продаж нашей продукции ничуть не снизился, наши позиции на мировом рынке укрепляются. Так что говорить о каком-то прямом ущербе трудно, разве что, о моральном. Мы не сумели в полной мере продемонстрировать наши самолеты. Не столь интересен авиасалон и для зрителей, для которых летная программа без наших самолетов будет неполной. Хочется верить, что участие наших самолетов повышает зрелищность выставки. После 15 лет нашего участия в международных салонах, марка Сухого уже хорошо известна и зрителям, и нашим потенциальным заказчикам. Мы не нуждаемся в дополнительной рекламе.

Би-би-си: ОКБ Сухого известно прежде все как разработчик боевой авиации. В последнее время говорят о том, что вы расширяете спектр своей деятельности. Расскажите, пожалуйста, о региональном лайнере.

М.П.: Безусловно, смотря в будущее, мы связываем развитие наших технологий и производства не только с сегментом военной авиации, но и с выходом на рынок гражданской авиационной техники, где динамично растет спрос на региональные лайнеры. С учетом опыта Сухого в области спортивных самолетов и небольших программ многоцелевых самолетов для местных линий, мы большое внимание уделяем развитию международной кооперации в процессе реализации программ семейства региональных самолетов - им мы отдаем приоритет.

Вместе с нами в этой программе участвуют крупнейшие производители авиационной техники и двигателей Boeing и Snecma, а также целый ряд российских компаний: по двигателям - Сатурн, по самолету - Ильюшин и Яковлев.

Кроме того, мы тесно взаимодействуем с авиакомпаниями с тем, чтобы продукт, который мы предложим на рынке, наиболее полно соответствовал их требованиям. В частности, у нас идут консультации с Air France, с объединением авиакомпаний SkyTeam, куда входят кроме Air France, компания Delta, Air Mexico и ряд других. На этом салоне мы впервые крупномасштабно демонстрируем проект семейства региональных самолетов.

Би-би-си: В Ле Бурже обычно привозят новые разработки и проекты. Что еще в ваших планах?

М.П.: На стенде военной техники мы показываем следующий этап модернизации самолета 4-го поколения Су-37, который должен нам обеспечить укрепление позиций на рынке 2006-2010 годов. Мы демонстрирует здесь экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности, который является прототипом самолета 5-го поколения, над которым мы работаем.

Би-би-си: Удается ли вам теснить конкурентов на мировом рынке?

М.П.: Такая тенденция, безусловно, есть, особенно на рынке Юго-Восточной Азии. В этом году достигнуты соглашения с Индонезией и Малайзией о продвижении нашей продукции на новые рынки, но безусловно, во многих регионах традиционно сильны наши конкуренты. Однако общий объем рынка позволяет успешно работать на нем нескольким конкурирующим фирма, и Сухой претендует на звание одного из лидеров.

Би-би-си: Что произвело на Вас наибольшее впечатление на авиасалоне в Ле Бурже?

М.П.: Важнейшая примета этого салона - развитие международной кооперации в процессе работы над перспективными программами развития авиационной техники, в этом, по-моему, стратегическое направление развития авиации. А так, каких-то революционных идей я пока здесь не вижу. Разве что фирма Boeing провозгласила, что будет создавать пассажирский самолет 7Е7, полностью из композиционных материалов. Это новое слово....
Авторские права на данный материал принадлежат «BBC Русская Служба». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка