Опубликовано: 19.06.2003, 15:12
 

Крылья Европы made in Ukraine-2


[image]

Несколько дней назад украинский Ан-124-100 "Руслан" был избран в качестве основного транспортного самолета для стратегических перевозок в интересах НАТО до 2010 года (когда будет введен в эксплуатацию новый европейский транспортный самолет А400М). Об околотендерных интригах мы рассказывали в материале "Крылья Европы made in Ukraine" . Теперь речь пойдет о плюсах и минусах нашей победы.

Украинский самолет Ан-124-100 "Руслан" победил в тендере основного и единственного соперника - американский "C-17 Глоубмастер" главным образом благодаря дешевизне лизинга. Если американские самолеты обошлись бы европейцам в сумму от $3 млрд. $5 млрд., то наши стоят ровно $1 млрд. на 5 лет. Министр обороны Германии Петер Штрук по этому поводу сказал журналистам: "Приоритет однозначно - за самолетами Антонова, поскольку после всех проверок они оказались самым дешевым решением".

Впрочем, были и другие причины, почему руководство наполовину засекреченной рабочей группы SALIS склонилось на сторону Ан-124-100. Во-первых, сыграл свою роль политический конфликт немцев с американцами по поводу Ирака. В консорциум стран НАТО, выразивших готовность арендовать "Русланы" с правом дальнейшего выкупа, входят Канада, Франция, Германия, Дания, Греция, Венгрия, Норвегия, Люксембург, Чехия, Польша, Португалия и Турция. Больше всего расходов (80%) несут французы и немцы, а меньше всего - 5% - поляки. США и Британия участия в этом проекте не принимают. Поэтому у европейцев сразу возник логичный вопрос: а чего, собственно, платить больше?

Еще одним аргументом в пользу именно украинского самолета стал трагический "прокол" основного соперника в тендере - российской группы компаний "Волга-Днепр". Эта крупная российская структура - основной эксплуатант самолетов "Руслан" - была создана в 1990 г. И с тех пор специализировалась на авиаперевозках высокотехнологичных грузов в труднодоступные для регулярных грузоперевозчиков точки мира. Очевидно, что до последнего момента у "Волга-Днепр" было больше шансов получить контракт с НАТО, чем у "антоновцев". В конце концов, имелась перспектива, что заказ на 6 самолетов поделят между двумя претендентами - российским и украинским: несколько самолетов возьмут у нас, несколько - у них. А это, пардон, другая перспектива и другие деньги: Как бы цинично ни звучало нижесказанное, но нет худа без добра.

Как известно, 26 мая в Турции разбился самолет Як-42 украинской "UMAir" с 62 испанскими миротворцами на борту. Фактически был погублен цвет испанского спецназа, самые подготовленные парни, которые прошли афганскую войну и возвращались домой, где их ждали непростые будни (вспомним террористические выходки баскских сепаратистов). К чему я все это рассказываю? К тому, что авиакомпания "UMAir" выполняла перелет в рамках программы НАТО как субконтрактер российской "Волга-Днепр". После случившегося по этическим нормам европейского бизнеса у "Волга-Днепр" просто не было шансов победить в тендере. К слову, Испания отказалась войти в консорциум 12 стран до тех пор, пока не завершится расследование причин гибели украинского самолета "Як-42". Об этом заявил испанский министр обороны Федерико Трильо на встрече стран НАТО в Брюсселе.

Как бы там ни было, но победа "антоновцев" уже стала фактом, правда, пока еще фактом недалекого будущего. Конкретнее - 2005 года. Именно тогда начнется формирование подразделения стратегической переброски сил быстрого реагирования НАТО, которое будет состоять из украинских самолетов Ан-124К. По оценкам военных руководителей НАТО, альянсу, который сейчас вообще не имеет стратегической транспортной авиации и вынужден в этом полностью полагаться на США, для полноценного выполнения задач нужно 19 больших военно-транспортных самолетов. А поскольку отношения европейцев с американцами становятся все более напряженными, Европа пытается наладить оборонную система самостоятельно, без заокеанского "патрона".

Что теперь мы имеем? Реально - деньги. $1 млрд. на дороге не валяется, даже, если этот миллиард придется поделить с посредниками. Гипотетически можем иметь небольшие проблемы морального плана. Дело в том, что в соглашении о лизинге "Русланов", по конфиденциальной информации, будет предусмотрен один пикантный пункт. Такого примерно смысла: арендованные украинские самолеты должны будут в случае необходимости доставлять военные грузы войск НАТО в те страны, в которые Украине не желательно или не выгодно было бы это делать с политической точки зрения. Это, пожалуй, единственный пока явно заметный минус контракта. Но тут ничего не поделаешь: надо либо зарабатывать, либо сохранять политическое целомудрие...

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 19 июня 2003 года | Дайджест публикаций за 19 июня 2003 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Версии.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-124-100 Руслан, Крылья, Волга-Днепр, Як-42, Украинско-средиземном. Авиалинии (UMair), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines) (в процессе тестирования)