О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Московские аэропорты поделят небо над столицей

В ближайшем будущем в московском авиационном узле наметится специализация аэропортов. "Домодедово" , скорее всего, станет перевалочным центром, обслуживающим трансферных пассажиров, "Шереметьево" сосредоточится на туристах, а "Внуково" и "Быково" достанутся челноки и самые "дешевые" маршруты

По данным компании "Ист Лайн Хэндлинг", опубликованным на этой неделе, пассажиропоток московского авиационного узла (МАУ) в этом году увеличится почти миллион человек - до 21,6 млн человек. Несмотря на то что, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы рост авиаперевозок в МАУ постепенно стабилизируется, возросшее количество пассажиров будет способствовать развитию специализации у московских аэропортов. Так, уже сейчас о своем намерении превратиться в московский "хаб", перевалочный центр, обслуживающий трансферных пассажиров, заявляют два главных московских аэропорта - "Шереметьево" и "Домодедово" . Правда, как показывает опыт западных стран, шансы стать "хабом" есть только у одного аэропорта, и, скорее всего, им в московском регионе станет "Домодедово" . "Шереметьево" же будет обслуживать деловых пассажиров и туристов, приезжающих в Москву. Что касается двух других аэропортов, Внукова и Быкова, то или через них будут летать челноки, или они вообще "умрут".

В настоящий момент более 60% пассажиропотока МАУ приходится на долю аэропорта "Шереметьево", который в прошлом году обслужил около 11 млн человек. Однако без скорейшего строительства нового терминала "Шереметьево-3" удержать свое лидерство аэропорту будет очень непросто. По утверждению компании "Ист Лайн Хэндлинг", являющейся генеральным агентом "Домодедово" , к 2010 году пассажиропоток этого аэропорта, по самому скромному прогнозу, достигнет 12,3 млн человек. Для увеличения пропускной способности аэропорта, пассажиропоток которого в прошлом году составил 6,6 млн человек, "Ист Лайн Хэндлинг" планирует сделать существенные инвестиции. Так, в начале следующей недели компания должна разместить облигационный заем на миллиард рублей на ММВБ. "Шереметьево" же сейчас работает на пределе своих физических возможностей, и без постоянно откладывающегося строительства нового терминала догнать "Домодедово" оно просто физически не сможет.

Правда, по словам представителя компании "Аэрофлот" Ирины Даненберг, сейчас в вопросе расширения Шереметьева, проект которого появился еще в конце 90-х годов, наметились некоторые позитивные сдвиги. "Строительство третьего терминала немного сдвинулось с мертвой точки, - сказала RBC daily Ирина Даненберг. - Недавно "Аэрофлот" наконец получил в аренду на 49 лет участок под строительство "Шереметьево-3". На этой неделе о необходимости принять решение об управлении аэропортом "Шереметьево" и выборе инвесторов для строительства нового терминала, затраты на которое оцениваются в 350-400 млн долларов, заявил и премьер-министр России Михаил Касьянов. Сейчас о намерении инвестировать в "Шереметьево-3" говорят и несколько крупных финансовых групп - Национальный резервный банк (НРБ), "Альфа-Групп" и "Сбербанк"".

Если в ближайшем будущем в "Шереметьево" действительно начнут быстрыми темпами возводить новый терминал, то между этим аэропортом и "Домодедово" м развернется нешуточная конкурентная борьба. Дело в том, что оба аэропорта претендуют на роль хаба, т. е. хотят собирать пассажиров из российских регионов, а затем переправлять их за рубеж (и наоборот). Если бы российский рынок авиаперевозок в течение следующих нескольких лет мог расти такими же темпами, как и в этом году, то теоретически это было бы возможно. Однако, по прогнозам большинства экспертов, рост объемов пассажироперевозок в России вряд ли будут столь стремительным. "Нынешний бум на рынке авиаперевозок в первую очередь связан с тем, что во времена СССР люди практически не летали за рубеж,- сказал RBC daily аналитик ИГ "АТОН" Тим Маккатчен. - Сейчас же с открытием страны и ростом благосостояния россияне начали активно летать. Я думаю, что в скором времени рост объема авиаперевозок начнет замедляться и будет приблизительно таким же, как и рост ВВП. Не случайно за первые пять месяцев этого года объем пассажирских перевозок "Аэрофлота" увеличился приблизительно на 3%, а выручка компании выросла на 5%". Поэтому для двух хабов в московском регионе просто не наберется достаточно пассажиров, и крупные авиакомпании, которые и являются главными инициаторами создания трансферных узлов, из соображений экономической целесообразности в конечном итоге выберут для организации международных перевозок один аэропорт.

В пользу этой версии свидетельствует и опыт западных стран. "Давайте посмотрим, что из себя представляет хаб, - рассказывает Тим Маккатчен. - Хорошим примером является американский аэропорт в Атланте (крупнейший аэропорт мира с пассажирооборотом в 78,9 млн человек. - Прим RBC daily). Если вы, например, летите с западного побережья в сторону восточного, то вы обязательно будете делать пересадку в этом аэропорту. Базирующиеся там авиакомпании (это, прежде всего, Delta Airlines) таким образом увеличивают заполняемость своих самолетов - они собирают пассажиров из мелких городов в аэропорту, а потом их всех вместе отправляют в какой-нибудь крупный мегаполис. До недавнего времени эта система очень хорошо работала. Однако сейчас она постепенно теряет свою привлекательность. Безусловно, создание хабов очень выгодно для авиакомпаний, однако транзитным пассажирам ожидание в аэропорту своего рейса, естественно, доставляет мало радости. К тому же управление огромным количеством состыковочных рейсов становится проблематичным. Поэтому сейчас в Америке все большую популярность приобретают авиакомпании, выполняющие прямые рейсы, например, Southwest Airlines. Аналогичная ситуация отмечается и в Европе, где наибольший рост доходов сейчас демонстрируют малобюджетные авиакомпании, выполняющие прямые рейсы в "нераскрученные" аэропорты".

В данной ситуации, по мнению экспертов, создание двух хабов в Московском регионе едва ли станет возможным. По словам Тима Маккатчена, скорее всего, "Шереметьево" придется отказаться от этой роли. "Региональные рейсы "Аэрофлота" прилетают в "Шереметьево-1", а международные в "Шереметьево-2", - говорит Тим Маккатчен. - Добираться из одного терминала в другой ужасно неудобно. Скорее всего, международным московским аэропортом, обслуживающим перевалочных пассажиров, станет "Домодедово" . "Шереметьево" же будет обслуживать деловых пассажиров или туристов, целенаправленно приезжающих в Москву. Другими словами, ситуация в Москве будет развиваться как в Лондоне, где есть международный аэропорт Хитроу и чисто лондонский Гатвик". Что касается других московских аэропортов - "Внуково" и "Быково", - то, по мнению участников рынка, самое большее, на что они могут рассчитывать, - это вторые роли. "Внуково" может претендовать максимум на обслуживание челноков из регионов и небольших государств СНГ с их огромными баулами. "Быково" же как гражданский аэропорт, скорее всего, просто "умрет", - сказал RBC daily эксперт по авиационному рынку....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка