О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Александр Лебедев:"Госчиновникам выгодно кормиться от бюджетной соски"

Завтра правительство рассмотрит программу реструктуризации отечественного авиапрома. Решение о слиянии компаний в холдинги было принято два года назад, но до сих пор ни одно объединение не завершено. О том, что мешает консолидации отрасли, специальному корреспонденту "Газеты" Андрею Красавину рассказал глава Национального резервного банка Александр Лебедев.

- Почему правительство затягивает с реструктуризацией авиапрома?

- В правительстве по этому вопросу многоголосие - кто в лес, кто по дрова. Одни министры, особенно те, кто 7-8 лет на этих постах, кто и довел промышленность до такого состояния, хотят сохранить все как есть. Другие считают, что надо развивать государственные концерны.

Идет борьба между кланами, отдельными министрами, группами влияния и мелкими представителями административно-государственного капитала, всякими прожектерами и авантюристами. Я не хочу называть фамилии, хотя они знают, о ком я говорю.

Госчиновникам выгодно сохранять нынешнюю ситуацию и кормиться от бюджетной соски, создавая разные прожектерские картинки в виде будущих самолетов. А главы разных государственных контор все эти годы рассказывают в основном сказки. Я сегодня отправил письмо в адрес премьер-министра правительства, где описано состояние заводов: у них не то что отрицательные денежные потоки - они фактически банкроты. И это чиновники все время сохраняют. Еще государству выгодно иметь в структуре Минобороны 170 заводов, которые обслуживают военную авиацию. Государство само себя воспроизводит, наращивает количество ГУПов, чтобы покормиться чиновникам. "Каждому чиновнику - свой ГУП" - такой бы лозунг я повесил.

С одной стороны, все чиновники публично за реструктуризацию, а на самом деле - против. И нужное решение будет получить непросто. Но если это сейчас не случится, до конца года произойдет тотальная деградация авиапрома.

- Глава Минпромнауки Илья Клебанов утверждает, что не стоит форсировать решение вопроса о создании национальной авиапромышленной компании. Какие варианты будут предложены на правительстве?

- Наверняка будет точка зрения, что все нормально; сейчас мы отчитаемся, как много мы сделали. Будет и предложение консолидировать государственное внутри же государственного. И наша идея - незамедлительно принять решение о передаче в доверительное управление "Ильюшин Финанс" авиазавод в Ульяновске и на этой основе сформировать национальную промышленную корпорацию, скажем, до конца лета. В следующем году мы сможем произвести уже 20 дальне- и среднемагистральных самолетов. Все вопросы работоспособности предприятий, рентабельности, издержек будут решены уже внутри корпорации. Государство же должно дать на это согласие. В его функции должно входить продвижение авиатехники на внешнем рынке, субсидирование процентных ставок. Кроме того, должны быть введены отраслевые налоговые льготы, как это сделано в Европе.

- Кого вам удалось убедить в этом?

- Считаю, что у нас есть поддержка премьера и вице-премьера. Знаю, что позиция министра финансов положительная, министр экономического развития и торговли к этому нормально относится. Если начну перечислять, получится, что все "за": но в нюансах кроется дьявол. Разноголосица приводит к тому, что имеющийся у нас проект - один-единственный, он весь расписан в деталях. Но делается вид, что его нет, а есть какие-то другие идеи, слова, домыслы и суждения...

- Вторым этапом будет объединение в одну компанию?

- Нас пока устроит согласие на первую часть для начала финансирования строительства самолетов Ту-204 в Ульяновске. Дальнейшее объединение авиапрома, в том числе военного, военно-транспортного, объединение с Украиной и интеграцию с Европой можно разделить на этапы. Но я бы сделал их короткими. Никаких 2006-2008 годов. Затягивание процесса губительно для авиапромышленности.

- А что касается военной тематики?

- В правительстве есть точка зрения, что на каком-то этапе надо объединить гражданское и военное производство. Боевая авиация имеет реальные денежные потоки, и чиновники при поддержке разных предпринимателей между собой перетягивают одеяло. А в гражданской авиации не за что воевать. Я бы хотел, чтобы объединение, если оно произойдет, состоялось на более позднем этапе.

- В результате слияний появится монополист...

- Европейцы объединились в одну компанию - ЕАДС. Американцы давно имеют только "Боинг". Мы не можем позволить себе иметь 10 заводов, 30 КБ и 40 проектов модельного ряда. Получается, что 200 миллионов долларов бюджетных денег размазываем на 300 прожектерских конструкций в виде картинок. Должна быть одна компания, которая и будет конкурировать с "Эрбасом" и "Боингом".

- Но авиакомпании не хотят покупать наши самолеты...

- В рамках государственной политики надо думать о том, что России не нужны имеющиеся сегодня 6,5 тысячи старых самолетов, из которых летают только 1,8 тысячи. Самолетам по 20-30 лет, и сейчас им собираются продлить ресурс еще на 20 лет. Это порочная практика, которая развращает. Если мы европейская держава, то и нормы летной годности должны быть не как в Гвинее-Бисау. Надо постепенно вводить европейские требования, тем самым стимулируя авиакомпании на приобретение новых самолетов.

Cправка

Программа реструктуризации российской авиапромышленности, утвержденная правительством в 2001 году, подразумевала создание на базе существующих сегодня предприятий двух крупных холдинговых компаний. По мнению министра науки, промышленности и технологий Ильи Клебанова, правительство не будет форсировать процесс создания национальной авиапромышленной компании. До начала 2004 года планируется создать семь авиационно-промышленных холдингов, которые затем будут объединены в две крупные корпорации. Соответственно в первую войдут холдинги "МиГ", "Туполев", "Камов", а во вторую - "Ильюшин", "Сухой" и "Миль". В планах создание единой компании предусмотрено, но решение будет приниматься не ранее 2006 года. Технически форсировать этот процесс невозможно из-за разрозненной структуры предприятий авиапрома, считает Илья Клебанов. По его словам, только "по результатам реформирования будет принято решение по дальнейшим действиям и определено, нужно ли создавать единую национальную компанию"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка