О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Украина в Ле Бурже: мировое признание

Харьковский авиазавод принял участие в 45-м Международном авиационно-космическом салоне, который проходил с 15 по 22 июня в парижском предместье Ле Бурже. Харьковчане участвуют в этом салоне уже в шестой раз - правда, до 1991 г. продукцию харьковских самолетостроителей за рубежом представлял советский "Авиаэкспорт". В этом году в Ле Бурже самолеты ХГАПП были единственными машинами из стран СНГ, совершавшими демонстрационные полеты. Харьковчане вернулись домой с победой в одной из номинаций конкурса журнала Aerospace Industry Awards и контрактом на поставку авиакомпании Air Libya пяти Ан-140.

Американцы испугались Буша, россияне - Noga

Салон в Ле Бурже, который проводится раз в два года и считается одним из самых важных событий авиационного мира, в этом году был посвящен 100-летию первого полета самолета "Флайер" братьев Райт, с которого началась история авиации. Однако в этот раз он проходил, по словам организаторов, "в сокращенном формате" - было представлено меньше участников и меньше экспонатов. В салоне участвовали более 1,6 тыс. компаний из 38 стран, на нем был представлен 201 летательный аппарат, 52 из которых участвовали в демонстрационных полетах. Правда, для одного из них демонстрация возможностей завершилась неудачно - при заходе на посадку потерпел аварию немецкий одномоторный самолет Grob, который сломал шасси и серьезно повредил носовую часть. Пилот получил легкие ушибы, никто из зрителей авиасалона не пострадал. А одним из самых ярких событий, происходивших в небе над Ле Бурже, стал полет знаменитого сверхзвукового пассажирского лайнера "Конкорд", который официально снят с эксплуатации после 30-летней службы компанией "Эйр Франс" в конце мая. Совершив над аэродромом "круг почета", авиалайнер приземлился и занял место в постоянной экспозиции развернутого под открытым небом Музея авиации и космонавтики. В октябре эти машины прекратят полеты и в Британии. Как заявила уже после завершения работы салона компания "Бритиш эруэйз", один "Конкорд" предполагается оставить для авиашоу и демонстрационных полетов, а остальные будут выставлены в качестве экспонатов в музеях и авиационных центрах.

Впервые за всю историю проведения салона в полетах не принимали участия американские военные самолеты. Обычно самая внушительная на всем авиасалоне, американская экспозиция была в этом году заметно скромнее. По сообщениям прессы, в Ле Бурже не прибыл никто из высших руководителей авиастроительных корпораций США. И хотя организаторы салона в качестве официального объяснения ссылались на экономические причины, многие наблюдатели расценили это как "месть" Вашингтона Парижу за позицию Франции по вопросу войны в Ираке. А российские "Известия" даже написали, что администрация Буша официально запретила американским компаниям совершать на своих машинах полеты в небе над Ле-Бурже, и кроме того, представители США ограничили до предела свое участие в светских мероприятиях салона. Впрочем, посетивший экспозицию в день открытия президент Франции Жак Ширак в долгу не остался: как отмечают те же "Известия", он "практически бегом, не останавливаясь, промчался мимо полупустых стендов американских компаний". При этом Ширак, в прошлые годы обычно посещавший стенды французских компаний, на этот раз уделил непривычно много внимания экспозициям европейских производителей. В частности, он остановился возле харьковских самолетов Ан-140 и Ан-74ТК-200, которые представил высокому гостю гендиректор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павел Науменко. Ан-140 в Ле Бурже представлен впервые, но не только это обстоятельство привлекло внимание президента. При производстве самолета завод использует комплектующие, произведенные во Франции - провода, генераторы и электрооборудование для авиационных двигателей. Жак Ширак пожелал украинской делегации успеха в авиасалоне.

Впрочем, удивили не только американцы - необычно скромной была в этом году и российская экспозиция. В Ле Бурже россияне привезли всего один "живой" самолет - учебно-боевой Як-130, который выиграл тендер и был рекомендован к принятию на вооружение Военно-воздушных сил России. На этой машине установлен новый двигатель АИ-222-25 производства запорожского предприятия "Мотор Сич", который был представлен за рубежом впервые.

Российские же истребители "Су" и "МиГ" не смогли прилететь в Париж из-за возможного ареста по иску швейцарской фирмы Noga. Конфликт между этой фирмой и российским правительством начался еще в начале 1990-х годов. Noga потребовала от России выплатить 60 млн. долл. США за поставленное продовольствие. Россия отказалась, и в ответ Noga начала аресты российского имущества за рубежом. На прошлом авиасалоне в Ле Бурже два года назад судебные приставы пытались арестовать российские самолеты, но представители фирм быстро сориентировались, и, пока улаживались формальности, самолеты успели улететь (как считают некоторые наблюдатели - при негласном содействии организаторов салона). На Як-130 Noga претендовать не может, так как ОКБ Яковлева является частной фирмой, а опытный образец самолета был построен его создателями полностью на собственные средства. В общем, остальные 44 российских фирмы, представленных в Ле Бурже, были вынуждены обходиться макетами и стендами.

Харьковский авиазавод оказался единственной фирмой СНГ, самолеты которой приняли участие в летной программе выставки. Каждый самолет выполнил по три демонстрационных полета, неизменно привлекая внимание зрителей. Харьковские машины вызвали большой интерес и специалистов, и прессы. ХГАПП стал финалистом престижной международной премии журнала Aerospace Industry Awards, который в десятый раз проводит известный авиационный журнал Flight International. Победа в этом конкурсе считается в авиационном мире признанием значительных успехов. В отличие от других рейтинговых конкурсов, Aerospace Industry Awards охватывает все области авиационной промышленности. Награды присуждаются решением компетентного совета судей - известных специалистов в области авиации, чья репутация не оставляет сомнений. Наш авиазавод впервые участвовал в этом конкурсе, представив программу развертывания серийного производства самолетов Ан-140 в категории "Воздушный транспорт". Из нескольких сот участников в этой категории жюри выбрало трех лучших: призером признана американская авиакомпания Air Nostrum, годовой оборот которой в 2002 году составил более 5 млрд. долл. США, а дипломы финалистов получили Харьковское государственное авиационное предприятие и Федеральная авиационная администрация США.

Итоги

В этом году различные компании заключили в Ле Бурже сделок на 32 миллиарда долларов против 45 миллиардов предыдущего салона. Главной деловой сенсацией Ле Бурже стало объявление компанией Emirates Airlines из Объединенных Арабских Эмиратов о размещении самого крупного в истории авиации заказа на закупку пассажирских самолетов на сумму 19 млрд. долл. США. Эта компания приобретает 41 "Эйрбас" А-340 и А-380 и 26 "Боингов-777-300". Авиакомпания Korean Air подписала с "Эйрбас" меморандум о взаимопонимании, предусматривающий последующее приобретение 8 самолетов сверхбольшой вместимости А380-800 (включая три опциона) на сумму 2,2 млрд. долл. А компания Qatar Airways заявила о заключении соглашения о последующем приобретении 32 самолетов (включая 14 опционов) стоимостью 5,1 млрд. долл.

Хотя нашим авиастроителям такие объемы пока не снились, для них деловая часть авиасалона также была вполне успешной. Руководители ХГАПП вместе с представителями АНТК "Антонов" провели совещание с дирекцией ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии" и ОАО "Ильюшин Финанс Ко". В ходе этого совещания рассматривались перспективы развития программы Ан-148 и использования Ан-140 в авиакомпаниях-партнерах "Аэрофлота" для подвоза пассажиров к международным хабам, куда осуществляет свои рейсы крупнейшая российская авиакомпания. Руководители ХГАПП в дни работы авиасалона приняли более полутора десятков делегаций из России, Франции, Германии, Словакии, Словении, КНР, Южной Кореи, Египта, Ливии, Судана, Алжира, ряда других стран. На этих встречах ХГАПП получил приглашения принять участие в авиационных выставках ТАТЕ (Тайвань), LIMA (Малайзия). На переговорах со словенской авиакомпанией AeroMost Transport in Trgovina D.O.O. достигнуто предварительное соглашение о заключении в ближайшем будущем контракта на поставку этой компании самолета Ан-140. 20 июня Харьковский авиазавод подписал контракт с авиакомпанией Air Libya о поставке пяти Ан-140. В соответствии с ним ХГАПП не только поставит авиакомпании самолеты, но и будет оказывать в дальнейшем техническую помощь в эксплуатации, поставлять запасные части, оборудование для обслуживания, инструмент и техническую документацию, а также обучит летный и технический состав заказчика. Первый самолет будет передан авиакомпании в 2004 году. Общая сумма контракта составляет 45 млн. долл. США.

Согласно прогнозу компании "Боинг", представленному на авиасалоне в Ле-Бурже, в течение ближайших 20 лет авиакомпании мира вложат в приобретение новых самолетов 1,9 трлн. долл. США. Эта сумма равна стоимости 24275 лайнеров. Из их числа - 18% (4,3 тыс. самолетов) приходится на небольшие региональные самолеты, рассчитанные менее чем на 90 пассажиров. Именно в эту категорию попадают выпускаемые в Харькове машины. Нашим авиастроителям есть за что побороться, и итоги их участия в авиасалоне в Ле Бурже показывают, что у них имеются основания для оптимизма....
Авторские права на данный материал принадлежат «Объектив». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка