О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сибири" не хватает аэропорта

Вчера прошло годовое собрание акционеров второй по величине авиакомпании России "Сибирь". Совет директоров компании ранее порекомендовал акционерам не выплачивать дивиденды по итогам 2002 года. Предполагается, что средства будут направлены на обновление парка техники. По мнению экспертов, до 75% российского авиапарка изношено, и отечественным авиакомпаниям, для того чтобы летать в будущем, необходимо в кратчайший срок его модернизировать. Одновременно в России идет активная консолидация рынка авиаперевозок - крупные авиакомпании поглощают "мелочь". "Сибирь", которая уже купила несколько крупных авиакомпаний, сейчас, в частности, ведет переговоры о покупке авиаперевозчика "Энкор". Правда, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, для того чтобы сохранить за собой статус второй по величине авиакомпании в России, "Сибири" придется также сократить число неприбыльных рейсов и превратить "Новосибирск" в региональный хаб - аэропорт, обслуживающий трансферных пассажиров.

По итогам прошлого года "Сибирь" заняла второе место среди российских авиакомпаний по объему перевозок пассажиров - 2,8 млн человек. Годовая выручка авиакомпании составила почти 8,5 млрд рублей, чистая прибыль - 56 млн руб. Контрольным пакетом "Сибири" владеют компании, близкие менеджменту, тогда как государству в лице Минимущества РФ принадлежит 25,5% акций. В последние годы авиакомпания серьезно усилила свои позиции на рынке: "Сибирь" активно скупает мелких авиаперевозчиков в своем регионе и ведет агрессивную ценовую политику. Например, с 1 июня часть билетов на новый рейс Москва - Нижний Новгород продается по сверхнизкому тарифу - 300 рублей. Представители "Сибири" говорят о том, что подобное снижение цен возможно за счет предельного сокращения объема услуг для летящих на борту пассажиров.

Неизбежные потери от подобной ценовой политики "Сибирь" пытается компенсировать качеством своего авиапарка. В июле Международная финансовая корпорация (IFC), инвестиционное подразделение Всемирного банка, должна вынести свое решение о выделении авиакомпании крупного кредита. О возможной сделке сообщил недавно директор департамента Центральной и Восточной Европы IFC Эдвард Нассим. Правда, руководство IFC пока отказывается раскрывать условия сделки. По данным СМИ, помимо IFC, "Сибирь" вела переговоры о привлечении кредитов и с рядом других иностранных банков. Вероятно, что полученный перевозчиком кредит пойдет на обновление парка воздушных судов "Сибири", который сейчас состоит из Ил-86 (10 самолетов), Ту-154М (18 самолетов) и Ту-154Б (10 самолетов). Словом, по мнению аналитиков, на фоне общего спада в отрасли авиакомпания выглядит очень достойно. "Авиация и так не слишком прибыльная сфера деятельности, - сказал RBC daily эксперт по авиапрому Геннадий Аралов, - а за последние два года практически все мировые авиакомпании ходят по "лезвию бритвы" и в любой момент могут свалиться за "красную черту". Российские авиаперевозки в этом отношении не исключение. Конечно, догнать "Аэрофлот" "Сибири" в ближайшее время не удастся, что в принципе возможно, но уже тот факт, что на фоне кризиса последних двух лет компания продолжает наращивать свой потенциал и даже получать международные кредиты, - хороший знак".

Однако, по мнению экспертов, чтобы сохранить набранный рост, "Сибири" предстоит еще существенно оптимизировать свой бизнес. По словам аналитика ИГ "Атон" Тима Маккатчена, будущее российских авиаперевозчиков во многом будет зависеть от того, насколько им удастся оптимизировать структуру своих рейсов. "В советские времена была очень развита система полетов point to point ("из точки в точку"), - сказал RBC daily Тим Маккатчен. - Однако это было совершенно нерентабельно. Какой-нибудь ежедневный рейс из Якутска в Бишкек, например, всегда был пустой. Многие из подобных рейсов остались в наследство и нынешним крупным авиакомпаниям. Поэтому сейчас "Сибири" нужно сформировать очень продуманную структуру рейсов point to point". При этом, как считает Тим Маккатчен, "Сибири", повсей видимости, придется развивать хаб на базе своего "родного" новосибирского аэропорта "Толмачево", пассажирооборот которого, по прогнозам экспертов, в ближайшие три года вырастет более чем в два раза - до 4,2 млн пассажиров в год. "Несмотря на то что на Западе система хабов сейчас дает сбой (развивавшие их авиакомпании несут огромные убытки), в России с ее огромными просторами без них не обойтись. Сейчас "Сибирь" активно пытается превратить "Толмачево" в региональный хаб, что позволит ей не только обслуживать трансферных пассажиров, но и контролировать деятельность других авиакомпаний, которые будут летать в "Толмачево". Причем "Сибири" необходимо действовать очень быстро. Конкуренты авиакомпании могут первыми сделать хабы, например, из Красноярска или Екатеринбурга", - говорит эксперт.

Правда, для того чтобы превратить "Толмачево" в собственный хаб, "Сибири" необходимо полностью уладить все вопросы с собственностью. В настоящий момент главным акционером "Толмачево" является Минимущество РФ (68% голосующих акций). Как сообщалось в СМИ, на выборах гендиректора аэропорта, проходивших в июне этого года, "Сибирь" попыталась при поддержке Минтранса и местных властей провести своего кандидата, однако это не удалось. Теперь, по словам одного из участников рынка, "Сибирь", чтобы переломить ситуацию в свою пользу, собирается якобы оспорить итоги приватизации "Толмачево"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка