О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Noga получила по рукам

Попытка фирмы Noga два года назад арестовать на авиасалоне в Ле Бурже российские самолеты Су-30 и МиГ-АТ в счет российского долга признана французским судом незаконной. Однако российские авиастроители опасаются возвращаться со своей техникой на европейские авиасалоны, пока спор с Noga не будет урегулирован полностью. А когда это произойдет, не знает никто.

Вчера суд в парижском пригороде Бобиньи отказал адвокатам швейцарской фирмы Noga, которые подали иск, требовавший признать правомочным арест российских самолетов Су-30 МК и МиГ-АТ на авиасалоне в Ле Бурже два года назад. Тогда судебные приставы явились на выставку с предписанием об аресте этих самолетов. Однако российским самолетам при помощи французских организаторов выставки удалось улететь в Россию буквально из-под носа у судебных чиновников.

В 1991 - 1992 гг. российское правительство заключило несколько контрактов с Noga, по которым компания обязалась поставлять продукты питания и товары народного потребления в обмен на нефтепродукты. По условиям контрактов Россия отвечала за выполнение соглашений всем своим имуществом и отказывалась от судебного иммунитета. В 1993 г. Россия в одностороннем порядке контракты расторгла, посчитав их невыгодными. В 1997 г. Noga выиграла иск против России в Стокгольмском арбитраже на сумму $63 млн. В мае 2000 г. Парижский суд наложил арест на счета ЦБ и ряда российских госорганизаций и фирм с госучастием на общую сумму $63 млн. В июле 2000 г. во французском порту Брест был арестован российский парусник "Седов". Однако счета удалось разблокировать, а "Седов" через несколько недель благополучно вернулся в Россию. Но после эпизода 2001 г. в Ле Бурже российские авиастроители отказались посылать свои самолеты на европейские авиасалоны.

По словам адвоката Игоря Зенкина из юридической фирмы "Интерлекс", представлявшего на французском процессе Российскую Федерацию, суд признал, что арест был неправомерен, поскольку военные суда и самолеты "обладают абсолютным иммунитетом, аналогичным дипломатическому", согласно Конвенции ООН по морскому праву. Отказ России от иммунитета по контракту c Noga не меняет этого обстоятельства, что и признано судом. В начале года Noga проиграла иск к персоналу авиасалона, который помог улететь российским самолетам. Но, как подчеркивает Зенкин, вчерашнее решение суда никак не относится к решению Стокгольмского арбитража, который признал за Россией долг перед Noga. В представлявшей интересы Noga юридической фирме Stasi & Parthners от комментариев отказались, сообщив, что опротестуют решение суда.

Российские авиастроители большой радости по поводу решения французского суда не высказывают. Директор по связям с общественностью АВПК "Сухой" Юрий Черваков говорит, что российские компании смогут спокойно посылать самолеты на выставки только после того, как Noga снимет все претензии к России и вопрос будет полностью урегулирован. Однако когда это произойдет, неизвестно. Замруководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил, что позиция правительства остается неизменной - "мы признаем решение Стокгольмского арбитражного суда, но готовы расплатиться [с Noga] на тех же условиях, что и с другими аналогичными кредиторами", например частными кредиторами Лондонского клуба. Однако поскольку Noga продолжает требовать специальных условий погашения долга, то говорить о конкретных сроках урегулирования проблемы не имеет смысла, говорит Волин.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко говорит, что большого ущерба от отказа демонстраций своей техники российский авиапром не понес, а, напротив, сэкономил, поскольку посылка техники на авиасалон класса Ле Бурже стоит порядка $5 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка