О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Застывший "Мираж"

24 июня этого года, на военно-воздушной базе в Джибути (государство на северо-востоке Африки), произошла катастрофа ударного истребителя-бомбардировщика "Mirage 2000D". Во время выполнения учебных ночных стрельб самолет внезапно потерял управление и врезался в землю. К сожалению, оба пилота погибли. Причины аварии пока не известны.

Что же представляет собой погибший аппарат? Его прародителем можно считать ветерана не одного локального конфликта - "Mirage III". Правда, есть и существенное отличие: "Mираж III" и все его модификации создавался как статически устойчивый самолет и обладал общим для всех "бесхвосток" того времени недостатком - низкая маневренность и взлетно-посадочные характеристики.

В 1960-х годах прошлого века разработчик "Миражей", фирма "Dassault", отказалась от использования типа "бесхвостка" и создала истребитель "нормальной" схемы - "Mirage F-1", а так же экспериментальные "Mirage G" и "Mirage G-8". Но разработка электронных средств придания искусственной устойчивости позволила вернуться к старым образцам (кстати, знаменитый Су-27, залихватски выполняющий "кобру Пугачева" так же является статически неустойчивым).

Попробуем разобраться, что такое искусственная устойчивость. Для примера возьмем самолет первоначального обучения Яковлева Як-20 (1949 год) и такую фигуру высшего пилотажа, как штопор (кстати, это только сейчас он - высший пилотаж, а на заре авиации - приговор). Кроме прочих, Як-20 обладал одним неоспоримым достоинством - для выхода из штопора летчику достаточно было: бросить ручку управления, и - самолет выходил из фигуры сам!

Это - пример колоссальной устойчивости. Современные же истребители совсем иного племени - выражаясь "человеческим" языком: для повышения маневренности аппарат создают "непоседливым", путевая же "непоколебимость" поддерживается бортовой ЭВМ.

Но вернемся к "Миражу". Решение о его разработке было принято в декабре 1975 года, первый полет прототип выполнил в марте 1978, а в ноябре 1982 в небо взлетел первый серийный "Mirage 2000".

ТТХ "Mirage 2000":
  • Размах крыльев: 9,2 м.
  • Длина: 14,4 м.
  • Высота: 5,2 м.
  • Масса: 7,5 - 17 т.
  • Двигатели: ТРДФ СНЕКМА M53-P2
  • Тяга: 9800 кгc
  • Потолок: 18 км.
  • Максимальная скорость: 2450 км/ч
  • Дальность полета: 1200 - 3335 км.
  • Экипаж: 1-2 человека
  • Вооружение: 2 x 30-мм пушки
  • "Дефа-554", 2 УР "Супер Матра",
  • 2 УР "Мажик", бомбы, 4 x НУР,
  • 3 УР AS-30 или УР "Экзосет"

    Как уже упоминалось, самолет создан по схеме "бесхвостка", с низко расположенным треугольным крылом. Фюзеляж типа полумонокок с боковыми полукруглыми регулируемыми воздухозаборниками. На верхних частях их входных сопел расположены небольшие гребни, предназначенные для улучшения поперечной и продольной устойчивости на больших углах атаки.

    В передней части фюзеляжа размещена пилотская кабина (на Mirage 2000D двухместная) с катапультируемыми креслами F10Q класса "0-0", то есть, обеспечивающими безопасное спасение из самолета на нулевой высоте и при нулевой скорости. На первых "Миражах" устанавливался двухконтурный турбореактивный двигатель М53-2, которые в 1987 году были заменены на М53-Р2.

    Основу бортового радиоэлектронного оборудования составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС RDI, обеспечивающая поиск целей на фоне поверхности и в воздухе. На аппаратах модификаций D и N ее заменили РЛС "Антилопа-5", отвечающей за обзор в передней полусфере и режим полета с огибанием местности. Кроме того, на "Миражах" устанавливалась радионавигационная система ТАКАН, система опознавания "свой-чужой", система предупреждения об облучении РЛС противника и могли подвешиваться контейнеры со средствами РЭБ.

    Но совершенной техники, увы, нет и ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем вроде бы не предвидится. И похоже, что человечеству и дальше предстоит платить за возможность поиграть со стихиями только одной полновесной монетой - жизнью....
    Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
  • Загрузка