Proua
3 июля 2003, 17:01
Застывший "Мираж"
Что же представляет собой погибший аппарат? Его прародителем можно считать ветерана не одного локального конфликта - "Mirage III". Правда, есть и существенное отличие: "Mираж III" и все его модификации создавался как статически устойчивый самолет и обладал общим для всех "бесхвосток" того времени недостатком - низкая маневренность и взлетно-посадочные характеристики.
В 1960-х годах прошлого века разработчик "Миражей", фирма "Dassault", отказалась от использования типа "бесхвостка" и создала истребитель "нормальной" схемы - "Mirage F-1", а так же экспериментальные "Mirage G" и "Mirage G-8". Но разработка электронных средств придания искусственной устойчивости позволила вернуться к старым образцам (кстати, знаменитый Су-27, залихватски выполняющий "кобру Пугачева" так же является статически неустойчивым).
Попробуем разобраться, что такое искусственная устойчивость. Для примера возьмем самолет первоначального обучения Яковлева Як-20 (1949 год) и такую фигуру высшего пилотажа, как штопор (кстати, это только сейчас он - высший пилотаж, а на заре авиации - приговор). Кроме прочих, Як-20 обладал одним неоспоримым достоинством - для выхода из штопора летчику достаточно было: бросить ручку управления, и - самолет выходил из фигуры сам!
Это - пример колоссальной устойчивости. Современные же истребители совсем иного племени - выражаясь "человеческим" языком: для повышения маневренности аппарат создают "непоседливым", путевая же "непоколебимость" поддерживается бортовой ЭВМ.
Но вернемся к "Миражу". Решение о его разработке было принято в декабре 1975 года, первый полет прототип выполнил в марте 1978, а в ноябре 1982 в небо взлетел первый серийный "Mirage 2000".
ТТХ "Mirage 2000":
Как уже упоминалось, самолет создан по схеме "бесхвостка", с низко расположенным треугольным крылом. Фюзеляж типа полумонокок с боковыми полукруглыми регулируемыми воздухозаборниками. На верхних частях их входных сопел расположены небольшие гребни, предназначенные для улучшения поперечной и продольной устойчивости на больших углах атаки.
В передней части фюзеляжа размещена пилотская кабина (на Mirage 2000D двухместная) с катапультируемыми креслами F10Q класса "0-0", то есть, обеспечивающими безопасное спасение из самолета на нулевой высоте и при нулевой скорости. На первых "Миражах" устанавливался двухконтурный турбореактивный двигатель М53-2, которые в 1987 году были заменены на М53-Р2.
Основу бортового радиоэлектронного оборудования составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС RDI, обеспечивающая поиск целей на фоне поверхности и в воздухе. На аппаратах модификаций D и N ее заменили РЛС "Антилопа-5", отвечающей за обзор в передней полусфере и режим полета с огибанием местности. Кроме того, на "Миражах" устанавливалась радионавигационная система ТАКАН, система опознавания "свой-чужой", система предупреждения об облучении РЛС противника и могли подвешиваться контейнеры со средствами РЭБ.
Но совершенной техники, увы, нет и ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем вроде бы не предвидится. И похоже, что человечеству и дальше предстоит платить за возможность поиграть со стихиями только одной полновесной монетой - жизнью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству