О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Шереметьево" ждет своего управляющего

Правительство РФ к середине июля доработает условия конкурса по управлению международным аэропортом "Шереметьево". Как сообщил на днях Михаил Касьянов, победителю конкурса будет доверена реконструкция крупнейшего аэропортового комплекса страны, полностью находящегося в государственной собственности. Среди уже известных претендентов - "Альфа-Групп" и Национальный резервный банк. Причем НРБ - самый предпочтительный кандидат, поскольку заинтересован в развитии "Шереметьево" не только как очередного бизнес-проекта, но и как составной части возрождения отечественного авиапрома.

"Шереметьево" давно не справляется с потоком пассажиров: рассчитанный на 9 млн человек, в 2002 г. аэропорт обслужил около 11 млн, а по уровню сервиса и комфорта значительно уступает Домодедову, управляемому группой компаний "Ист Лайн". В 2001 г. было принято решение построить новый терминал "Шереметьево-3", который оценивается в 350-400 млн долл., но дальше закладки первого камня дело не продвинулось. А в начале 2002 г. почти одновременно глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман и президент НРБ Александр Лебедев обратились к федеральной власти с предложением отдать им "Шереметьево" в управление. Тогда предпринимателям отказали, но было объявлено, что управляющая компания будет выбрана по итогам конкурса.

И вот премьер заявил, что к середине июля будут разработаны условия конкурса, который, возможно, будет проведен до конца текущего года. Вместе с тем, как сообщило агентство РБК, по предварительным условиям конкурса основная часть запланированной реконструкции - строительство нового терминала "Шереметьево-3" - будет вынесена за рамки конкурса по управлению аэропортом. По "Шереметьеву-3" будет объявлен отдельный конкурс, который, скорее всего, состоится не раньше 2004 г. В профильных министерствах - Минтрансе и Минимущества, - ответственных за разработку условий конкурса, RBC daily не удалось официально получить более подробную информацию.

На управление "Шереметьево", помимо НРБ и "Альфа-Групп", в свое время претендовали компании ADPm (Франция), TEPE-SUMMA (Турция), Hochtief (ФРГ) и швейцарско-финская компания Skanska. Компании-претенденты достаточно осторожно высказываются об участии в предстоящем конкурсе. Пресс-секретарь НРБ Владислав Кузьмичев отметил, что банк предлагал государству собственное участие только в строительстве нового терминала совместно с "Аэрофлотом", в котором банку принадлежит 28,5% акций. Взамен Александр Лебедев просил 25% акций управляющей компании "Шереметьево-3", а 51% предлагал передать "Аэрофлоту". В отличие от НРБ, "Альфа-Групп" предлагала правительству не только собственное участие в строительстве нового терминала, но и передачу управления всем авиакомплексом дочерней структуре - "Альфа-Эко".

Опрошенные RBC daily аналитики считают, что государство не захочет терять контроль над стратегическим объектом, но одновременно должно предложить "интересные" условия, иначе конкурс не состоится. Так, аналитик ОФГ Елена Сахнова полагает, что федеральное правительство должно предложить управляющей компании не менее блокирующего пакета акций "Шереметьево", иначе она не будет заинтересована в проекте. Кроме того, государство вполне может пойти на постепенную передачу акций "Шереметьево", чтобы в определенной мере стимулировать управляющую компанию и одновременно контролировать аэропорт, а в случае чего и отыграть назад. "Если даже такая консервативная компания, как British Airways, приняла решение о переводе рейсов в Домодедово, то, наверное, в "Шереметьево" и вправду плохо с сервисом", - отмечает г-жа Сахнова. Аналитик ИК "АТОН" Тим Маккатчен, напротив, считает, что государство не должно предлагать акции "Шереметьево" за инвестиции, поскольку, как показывает российская и международная практика, такая схема неэффективна. "Работа "Домодедово" ярко показывает преимущество функционирования аэропортов под частным управлением, - отмечает он. - Но для этого совершенно не обязательно, чтобы аэропортовое хозяйство было частным". В качестве схемы управления "Шереметьево" г-н Маккатчен считает наиболее целесообразным передачу частной компании управляющих функций: "управляйте за нас и получайте часть прибыли сверх определенной суммы". Правда, для реализации этой стратегии необходима независимая компания, которая бы производила оценку затрат.

Вместе с тем достаточно вероятен альянс российских претендентов на управление "Шереметьево". Вскользь об этом еще в апреле заявлял президент НРБ А. Лебедев, комментируя предложение "Альфа-Групп" по управлению аэропортом. Однако союз НРБ и "Альфы" маловероятен ввиду различий в бизнес-стратегии. Напротив, альянс НРБ и "Аэрофлота" логичен, и, по мнению экспертов, претензии НРБ "наиболее обоснованны" с точки зрения бизнеса. "Если "Шереметьево" будет управлять НРБ, то, возможно, будет получен дополнительный эффект от синергии строительства самолетов и их эксплуатации", - полагает Елена Сахнова. Кроме того, для "Аэрофлота" контроль над "Шереметьево" важен и с точки зрения позиционирования компании на мировом рынке. Неважный сервис и устаревшая инфраструктура головного аэропорта сильнее влияют на имидж авиакомпании, чем символика и цвета хвостового оперения. Конкурс выиграет не тот, кто предложит лучшие условия, а тот, кто согласится на меньший пакет акций аэропорта, а значит, шансы у НРБ в альянсе с "Аэрофлотом" достаточно велики....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка