О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Вины за собой не чувствую"

После долгих разбирательств Главная военная прокуратура наконец-то определила виновного в чрезвычайном происшествии на аэродроме Ханкала. Тогда в подбитом боевиками вертолете Ми-26 заживо сгорело 127 человек. Как уже писали в 21-м номере "МН", на скамье подсудимых оказался один-единственный человек - командир отдельного вертолетного полка подполковник Анатолий Кудяков. Он обвиняется сразу по двум статьям УК - "Нарушение правил полетов" и "Халатность". По ним он может получить до десяти лет лишения свободы.

В прошедшую пятницу в гарнизонном военном суде Ростова-на-Дону прошло предварительное слушание. Председательствующий, подполковник юстиции Игорь Аверков, сразу объявил о закрытом режиме заседаний. Как мне стало известно, оставшись наедине с подсудимым, судья Аверков и гособвинитель полковник юстиции Владимир Габов долго уговаривали Кудякова признать свою вину и согласиться на амнистию. И когда тот наотрез отказался от предложенной судимости (а он ее получал автоматически), Аверков вынес решение о проведении первого судебного заседания на 21 августа 2003 года. Покинув зал заседания, Анатолий Кудяков решил дать лишь одно интервью - "Московским новостям".

- Чем сейчас занимается подсудимый Кудяков?

- В моей армейской жизни ничего не изменилось. Являюсь заместителем командира полка по летной подготовке. От должности меня никто не отстранял, наоборот, предложили повышение. Вот с моральной точки зрения тяжело. Уже одиннадцать месяцев нахожусь под следствием. За это время мне вменяли разное, даже связь с боевиками. Намекали на то, что я мог слить им информацию о перелете Ми-26. Потом руководитель следствия из Главной военной прокуратуры долго уговаривал меня написать заявление на прекращение уголовного дела по амнистии, обещал сразу же закрыть его. Я выполнил его просьбу, но с другой концовкой: "...в связи с вновь открывшимися обстоятельствами".

- А что вы подразумеваете под "вновь открывшимися обстоятельствами"?

- На тот момент были задержаны боевики, которые из ПЗРК "Игла" поразили Ми-26. Они дали показания. Например, непосредственный участник совершения террористического акта Д. Джантемиров рассказал, как он в Грозный доставлял ракетные комплексы. Возил он их из Ингушетии. Девятнадцатого августа 2002 года Джантемиров целый день с "Иглой" передвигался по городу, выбирал удобное место для стрельбы. И только в 16 часов боевики заняли позицию на окраине Грозного. Все свои действия бандиты сняли на видеокамеру. Если верить Джантемирову, то они не знали, что из Моздока вылетел Ми-26. Им все равно было, какую машину сбивать. Хотя лично я слабо в это верю. Слишком много совпадений. Так вот, написал я то заявление лишь потому, что истинные виновники в гибели людей были определены и, по моему разумению, в отношении меня все обвинения должны были снять.

- Знаю, что после случившейся трагедии министр обороны Сергей Иванов издал приказ N 095 от 4 сентября 2002 года о наказании виновных. Ведь вы туда попали?

- Этим приказом меня и начальника штаба авиации объединенной группировки полковника Александра Келермана уволили из вооруженных сил. Не удивляйтесь, выписка из данного приказа в часть так и не поступила. Мне кажется, что его издали для того, чтобы рапортовать президенту о проделанной работе. Полк держат в стрессовом состоянии. За это время уволились два опытных командира эскадрильи и три командира звена, не говорю уже о молодежи. В полку осталось живых половина вертолетов, и то они летают благодаря умельцам из технического состава.

- Так стоит ли после всех нервотрепок держаться за должность, может, лучше уйти?

- Мне еще нет сорока. Стыдно в такие годы уходить на пенсию. И какой из меня пенсионер? Чувство долга есть, силы есть. Вот и сегодня судья Аверков мне говорит, что я запросто мог отказаться от поездки в Чечню и тогда бы я не был на скамье подсудимых.

...И еще одна существенная деталь. Кудякову вменяют то, что он не предусмотрел надежную охрану аэродрома. А он ее и не мог предусмотреть. Вот заключение комплексной экспертизы: "Место пуска ракеты ПЗРК, поразившей вертолет Ми-26, находилось вне охраняемой аэродромной зоны - в 1200 м от ее внешней границы. Вертолет был поражен ракетой с удаления 1750 м".

Досье МН

Военный летчик первого класса подполковник Анатолий Кудяков окончил Саратовское училище летчиков, Академию Гагарина. Прошел от рядового летчика до заместителя командира вертолетного полка по боевой подготовке. Имеет налет около двух тысяч часов. Награжден орденами Мужества, "За военные заслуги" и медалью "За отвагу".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка