О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летучий шейх

Начав авиационный бизнес в середине 80-х с десятком миллионов долларов в кармане, его высочество принц эмирата Дубай Ахмед бин Саид аль-Мактум здорово преуспел. Под его руководством национальная государственная авиакомпания ОАЭ Emirates Airlines за неполных восемнадцать лет превратилась из мелкого регионального авиаперевозчика с двумя арендованными самолетами в одну из крупнейших авиакомпаний мира с парком в 50 воздушных судов.

В среднем бизнес Emirates увеличивается вдвое каждые три года. Столь интенсивному росту есть простое объяснение. Топ-менеджеры авиакомпании разработали правильную маркетинговую стратегию и организовали сеть маршрутов таким образом, чтобы Emirates в полной мере смогла воспользоваться выгодным географическим положением своего базового аэропорта Дубай и доступностью богатой клиентуры. Сейчас Emirates выполняет полеты по 64 маршрутам в 45 стран Европы, Азии и Африки. Риск, связанный с быстрой экспансией, себя оправдал. За исключением второго года своего существования, Emirates всегда приносила прибыль. Даже в кризисные для мировой авиаиндустрии годы. Более того, когда в США процедуру банкротства проходили United Airlines и US Airways, в Бельгии - Sabena, а в Швейцарии - Swissair, прибыль Emirates продолжала расти. По итогам прошлого года группа зафиксировала рост чистой прибыли на 74%, до 1,05 млрд дирхамов (примерно 286 млн долларов), а общий объем продаж достиг 10,2 млрд долларов. "Какой еще кризис? - недоумевают сотрудники Emirates. - Главное - не поддаваться панике и хорошо делать свое дело". Впрочем, безболезненно пережить потрясения Emirates помогла не столько усердная работа ее служащих, сколько удачно диверсифицированный бизнес. В состав группы Emirates помимо одноименной авиакомпании входят фирма Dnata, эксклюзивный оператор по наземному обслуживанию аэропорта Дубай, Emirates SkyCargo, занимающаяся грузовыми перевозками и логистикой, а также ряд туристических компаний во главе с Emirates Holidays, владеющих сетью отелей и целых курортных оазисов в ОАЭ.

Успехи Emirates произвели сильное впечатление на авиационных экспертов. Не так давно американская и немецкая специализированная пресса признала ее лучшей авиакомпанией 2003 года. А г-на аль-Мактума - одним из самых влиятельных персон мирового турбизнеса. На все просьбы журналистов раскрыть секрет успеха своей компании г-н аль-Мактум всегда отвечает, что секрета как такового нет, просто все служащие Emirates испытывают настоящую страсть к авиации.

Прилетев на прошлой неделе в Россию на открытие первой регулярной линии Emirates, которая свяжет Москву и Дубай, шейх Ахмед бин Саид аль-Мактум ответил на вопросы нашего журнала.

- Ваше высочество, почему Emirates начала выполнять полеты в Россию именно сейчас?

- Россия - очень хороший рынок с большим потенциалом роста. Мы считаем, что с каждым годом количество пассажиров на маршрутах из России в ОАЭ будет увеличиваться. Поэтому 1 июля мы открыли первую регулярную линию Москва - Дубай. Пока полеты будут выполняться из аэропорта Домодедово на самолете Airbus A-330 пять раз в неделю, но с зимы мы планируем перейти к ежедневным рейсам.

- Сейчас в мировом авиационном сообществе идет борьба мнений о том, какие лайнеры будут востребованы в ближайшие пятьдесят лет. Например, глава Boeing Фил Кондит считает, что люди будут летать на большие расстояния без посадки. Соответственно, им потребуется не очень вместительный, но скоростной Sonic Cruiser. А вот президент Airbus Ноэль Форжар полагает, что пассажиры будут перемещаться в основном между крупными транзитными аэропортами на супервместительных - на пятьсот пятьдесят человек и более - самолетах A-380. Что вы думаете по этому поводу?

- И Airbus, и Boeing делают прекрасные машины. Самолеты A-380 и Sonic Cruiser принципиально разные по своей идеологии. Но, как вы знаете, программа создания Sonic Cruiser была приостановлена. Поэтому для длительных беспосадочных перелетов мы собираемся использовать Airbus A-340-500. Сейчас это, пожалуй, лучший в мире самолет для протяженных маршрутов. Мы поставим его на линии из Дубая в города Австралии, а также в Нью-Йорк и в Сан-Франциско. Что касается A-380, то это оптимальная машина для полетов в Лондон.

- А если бы вы покупали самолет лично для себя, какую модель вы бы выбрали?

- Вообще говоря, когда человек покупает самолет, он прежде всего ориентируется на цену. Многое зависит и от того, куда он собирается летать. Если из Дубая в Лондон (перелет занимает пять часов), то подойдет Boeing Business Jet, а если перелет займет часов четырнадцать, то можно купить и Golfstream G-5. Выбор на рынке очень большой. Но я летаю в основном на самолетах Emirates, хотя иногда пользуюсь услугами и других авиакомпаний.

- Ваше высочество, а почему в парке Emirates нет сверхзвуковых самолетов?

- Так ведь их нет и на рынке.

- В ближайшем будущем они должны появиться. Сейчас как минимум три авиастроительные корпорации работают над созданием сверхзвуковых экономичных лайнеров второго поколения. Вы рассматриваете возможность приобретения таких самолетов?

- Для нас Юго-Восточная Азия находится практически на таком же расстоянии, что и Европа. Из Дубая полет туда длится семь-восемь часов. То есть примерно столько же, сколько в Манчестер или Лондон. Поэтому мы используем обычные реактивные самолеты. Тем не менее когда руководство Boeing обсуждало возможность строительства Sonic Cruiser с руководителями авиакомпаний, у нас этот проект вызвал самый живой интерес.

- Большинство экспертов уверены, что будущее авиации за лайнерами, работающими на криогенном топливе, - подобные разработки сейчас тоже активно ведутся. Как вы относитесь к таким самолетам?

- Я думаю, что эти проекты будут развиваться так же, как в свое время в автомобильной промышленности. Активные разработки хоть и ведутся, но реально люди будут ездить на автомобилях с двигателями на водороде лет через двадцать, а то и через тридцать. То же самое произойдет и с самолетами, только еще позже.

- Выше высочество, а почему Emirates не закупает российские самолеты? У нас ведь есть неплохие разработки, прежде всего грузовых авиалайнеров, например, Ту-204 с двигателями Rolls-Royce - проект реализует известный египетский предприниматель Ибрагим Камель совместно с ульяновским заводом "Авиастар-СП".

- Если самолет отвечает нашим потребностям и цена на него адекватная, то мы вполне можем рассмотреть возможность его приобретения. Тут многое зависит от красоты самолета в эксплуатации, от летных характеристик, простоты техобслуживания, а также от сервиса, который обеспечит нам производитель. Это касается и планера самолета, и его двигателя. Россия, безусловно, является одним из лидеров в мировой аэрокосмической индустрии. Достижения вашей страны в космосе в мире хорошо известны, поэтому российская авиационная программа вызывает уважение. А что касается продвижения российских самолетов на рынок, то я думаю, что проблема здесь в недостаточности маркетинговых усилий.

- Авиакомпания Emirates, базирующаяся в Дубае, фактически находится в эпицентре кризиса - на перекрестке воздушных путей, связывающих Европу с Юго-Восточной Азией и Африкой, и, по идее, должна быть наиболее чувствительна к потрясениям. Тем не менее вы из года в год фиксируете тридцатипроцентный рост оборота, который ставите в заслугу своей команде. А что конкретно делает эта команда?

- Когда мы говорим о кризисе в мировой авиационной индустрии, нужно ясно понимать, какие именно страны он затронул. Экономика в регионе Персидского залива в целом последние десять лет динамично развивается. Ситуация здесь стабильная, в том числе и в авиационном секторе. Действительно, у некоторых авиакомпаний в мире дела идут неважно. Но так происходит потому, что далеко не все из них уделяют должное внимание сокращению издержек. Мы же стремимся работать максимально эффективно.

- Ваше высочество, честно говоря, вы меня не убедили в полной мере. Ведь хорошо известно, что даже униформу для стюардесс Emirates по специальному заказу разработал испанский кутюрье Пако Раббан. Как это сочетается с сокращением затрат?

- Ну, когда мы говорим об эффективной работе и о сокращении затрат, то прежде всего имеем в виду маршрутную сеть авиакомпании. Мы сосредоточились на наиболее прибыльных маршрутах, которые не зависят от политической конъюнктуры.

- Дорого вам обходится пополнение авиапарка Emirates?

- За последние годы только на приобретение новых лайнеров мы затратили около двадцать шести миллиардов долларов. Самолеты по заключенным контрактам будут поступать в парк авиакомпании вплоть до 2012 года. К этому времени авиационный парк Emirates будет состоять из ста двадцати воздушных судов. Мы считаем, что авиационная промышленность и индустрия авиаперевозок будет расти. Проблемы, которые возникли в отрасли после 11 сентября, войны в Афганистане и Ираке, являются кратковременными. Через некоторое время они потеряют свою актуальность, и пассажиропоток в мире снова начнет увеличиваться. Конечно, если бы потрясения продолжались пять или десять лет, то мы бы не стали покупать самолеты. Ну и потом, переговоры о покупке самолетов - процесс длительный. Так не бывает, что сегодня вы разместили заказ, а завтра получили лайнеры. Поэтому нам очень сложно реагировать на катаклизмы оперативно.

- Наверное, вам было легко привлечь столько средств, учитывая вашу роль в политической и экономической жизни ОАЭ?

- Развитие Emirates и расширение ее бизнеса было профинансировано из собственных и привлеченных средств. Но мы все делали сами. Никакой поддержки от государства вроде субсидий или гарантий по кредитам мы не получали. А крупные инвестиции удалось привлечь потому, что инвестиционные группы, банки и лизинговые компании нам доверяют. Но это доверие мы заслужили благодаря восемнадцати годам своей безупречной работы.

- Ваше высочество, хорошо известно, что в своей закупочной политике вы всегда придерживаетесь принципа диверсификации. Покупая машины у Airbus, Emirates практически всегда размещает заказ и у Boeing. Это делается по политическим соображениям?

- Никакой политической подоплеки в этом процессе на самом деле нет. Это чисто экономические решения. Мы всегда руководствуемся потребностями нашей авиакомпании, и если ей нужен Boeing, то покупаем Boeing. То же самое и с Airbus. Мы никоим образом не стараемся кого-то ублажить - в конце концов, за самолеты мы платим деньги. Поэтому фиксированного плана закупок самолетов какой-то определенной марки у нас нет. Тем не менее, когда на рынке появляется какая-то новая модель авиалайнера, которая подходит нашей авиакомпании, мы всегда стремимся быть одними из первых покупателей. В этом случае можно получить большие скидки. Наверное, поэтому мы почти всегда покупаем самолеты дешевле, чем другие авиакомпании.

- Ваше высочество, все государства арабского мира, за исключением ОАЭ, не считают авиационную индустрию приоритетным направлением развития. И только правительство вашей страны в рамках диверсификации экономики, предусматривающей уменьшение доли добычи нефти в общем объеме ВВП страны, сделало на авиационный бизнес основную ставку. Почему вы приняли решение развивать именно авиацию?

- Если взять Дубай, то мы не являемся крупнейшим производителем нефти - у нас добывается всего около двухсот тысяч баррелей в день. Но Эмираты в целом, действительно, входят в число крупнейших нефтеэкспортеров. Мы же, в Дубае, приняли решение развивать другие отрасли экономики. Прежде всего речь идет о создании современной экономической инфраструктуры. В это понятие входят транспорт, недвижимость, индустрия туризма в целом. Уже сейчас Дубай как часть ОАЭ лидирует во всех этих отраслях. Особенно хорошо идут дела в туристическом секторе. На долю Дубая приходится семьдесят процентов всех туристов ОАЭ. Мы считаем, что в течение последующих нескольких лет число гостей, которые будут останавливаться в наших отелях, вырастет с 4-4,7 миллиона до 15 миллионов человек.

Кроме того, в последние три-четыре года мы начали ряд новых проектов в сфере СМИ и Интернета. Вообще, мы в Дубае считаем, что уж если взялись за какой-то бизнес, то обязательно должны захватить рынок, стать на нем лидерами. Для этого нам приходится много инвестировать, приобретать активы. Если посмотреть на историю нашей работы, вы увидите, что нас никогда не останавливали проблемы краткосрочного характера, будь то локальные конфликты или международные. Мы всегда продолжали работать в соответствии с выбранной нами долгосрочной стратегией развития.

- На сколько увеличится пассажиропоток Emirates в результате развития туристической отрасли ОАЭ?

- В конце 2012 года мы прогнозируем рост пассажиропотока с 8,5 миллиона человек до 30 миллионов.

- За последние десять лет аэропорт Дубай превратился в крупный транспортный узел - хаб, оттянув на себя заметную часть транзитного грузового и пассажирского потока в Юго-Восточную Азию и Южную Африку. Как вам это удалось сделать?

- Вы только посмотрите на здание дубайского аэропорта! Это же прелесть! Мы с самого начала строили его в расчете на большой пассажиропоток. Сейчас его пропускная способность составляет 20-22 миллиона человек, но с введением дополнительных мощностей к концу 2006 года она увеличится до 70 миллионов человек.

- Сколько на это потребуется средств?

- Примерно пять миллиардов долларов.

- Руководству Emirates неоднократно предлагали стать участником различных глобальных авиационных альянсов, но вы неизменно отвечали отказом. Почему?

- Действительно, Emirates была одной из первых компаний, к которой обратилось руководство Lufthansa в момент формирования Star Alliance. Но мы посчитали, что, если Emirates войдет в Star Alliance или конкурирующий с ним альянс One World, это ограничит наши возможности по расширению бизнеса. Простой пример. Сейчас мы выполняем четыре-пять рейсов в Германию каждый день, а Lufthansa к нам - всего один-два рейса. Поэтому мы нисколько не страдаем от того, что не приняли их предложения. Однако это не означает, что мы принципиально не хотим сотрудничать с другими авиакомпаниями. У нас есть множество соглашений с различными авиаперевозчиками мира о совместном использовании маршрутов.

- Ваше высочество, вы занимаетесь красивым бизнесом. Но сейчас вы всего лишь потребляете высокие технологии, созданные другими. Нет ли у вас стремления вложить средства и перейти от потребления к производству высокотехнологичных продуктов? Тем более что сейчас в мировом авиакосмическом кластере реализуется очень много интересных проектов, начиная от строительства МКС и заканчивая пилотируемой экспедицией на Марс...

- Вопросы в таком масштабе инвестиций, вообще-то говоря, не в сфере моей компетенции. Но если говорить о правительстве страны, то, конечно, оно всегда стремится использовать новые возможности для расширения бизнеса, рассматривает все интересные проекты. Если проекты доходные, если они сулят какие-то выгоды или в ходе их реализации есть возможность чему-то научиться, то почему бы в них не поучаствовать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка