Капитал Weekly
25 июля 2003, 10:07
Почему отказал президентский мотор?
- Юрий Евгеньевич, что же все-таки случилось с двигателем?
- Во время второго испытательного полета нового президентского самолета (а во время первого полета все двигатели работали нормально) произошла поломка рабочей лопатки девятой ступени компрессора. Сейчас точно выяснены причины поломки - это не производственный дефект, это не наша вина. Кое-кто из наших поставщиков хотел сделать, как лучше, и перестарался. На сегодняшний день все необходимые меры для того, чтобы такое никогда не повторилось, приняты. Должен сказать, что подобный случай - редкий, единственный в моей сорокатрехлетней практике работы в авиационной промышленности.
- Насколько серьезна такая поломка?
- Для двигателя это, конечно, серьезная поломка. Двигатель становится неработоспособным. Но для четырехмоторного самолета полеты на трех двигателях в практике бывают. И самолет осуществляет при этом полет достаточно далеко.
Этот случай отказа двигателей является для нас очень неприятным, особенно с учетом того обстоятельства, что это произошло на строящемся президентском самолете, хотя статистически и по сути технических последствий это обстоятельство отказа отнюдь не приводит к серьезным последствиям для завода.
Но мы приняли решение, по которому взяли на себя обязательство все двигатели с этого самолета вернуть на завод и подвергнуть инспекции. И эту инспекцию мы уже закончили - все двигатели кондиционны. Каждый двигатель мы разобрали, проверили, заново испытали.
Восстановление двигателя, который вышел из строя, мы уже завершаем и вернем заказчику в ближайшее время. Все четыре двигателя отправим для установки на самолет в первой половине июля.
- Что можно сказать о надежности двигателя ПС-90А?
- Он соответствует всем установленным нормам и далеко опережает по надежности любой отечественный двигатель за всю историю пассажирской авиации. Его сегодня трудно с чем-то сравнивать - это единственный в стране современный двигатель, установленный на современных самолетах. Другие двигатели, на которых летают у нас самолеты, относятся к другой эпохе.
У нас совершенно новая практика эксплуатации этих двигателей. Суть ее в том, что мы эксплуатируем их по техническому состоянию. То есть он работает исправно, а мы периодически за ним следим. Постоянно идет запись параметров, данные накапливаются, а на земле их обрабатывают и анализируют в инженерных службах. И мы всегда знаем состояние каждого двигателя по всем его составным частям. Кроме того, мы его визуально осматриваем между полетами. И до того, как он выйдет из строя, принимаем решение о его снятии и отправке в ремонт. Такая практика удобна и для производителей, и для эксплуатантов.
Двигатель давно себя зарекомендовал с положительной стороны, он нормально эксплуатируется в большом количестве авиакомпаний, в том числе и на первом президентском самолете.
- А зачем тогда Владимиру Путину новый самолет?
- Первый самолет неудобен для Президента, потому что он был сделан под предыдущего Президента и был как реанимационная палата - с большим количеством специального оборудования. А новый самолет скомпонован под энергичного человека, который много летает и быстро перемещается по Земному шару.
- Возможно ли такое, чтобы на президентский самолет был поставлен не новый двигатель?
- Любой знакомый с авиационной техникой человек прекрасно знает такие понятия, как "техника специального назначения", "техника спецотбора", "система государственной приемки". И понимает, что они в полной мере относятся к президентскому самолету. На такой самолет могут быть поставлены только новые двигатели, изготовление и сборка которых подчиняются особо установленным правилам. Так было и со всеми новыми двигателями для второго президентского самолета. Они изготавливались под специальным контролем. У нас работает комиссия по сопровождению двигателей спецназначения. Она систематически рассматривает ход изготовления, сборки, испытания, эксплуатации этих двигателей. Таким образом информация об установке старых двигателей является грубой ложью.
- Далеко не всем по душе присутствие на "Пермском моторном заводе" американского акционера. Как вы оцениваете вклад "Пратт энд Уитни" в развитие завода?
- Американцы - законопослушный акционер. Это акционер требовательный, критикующий, добивающийся от нас положительных результатов. И это единственный акционер, который инвестирует в развитие производства. Так что их действия я оцениваю только положительно.
- А чем можно объяснить "недружественные" высказывания в адрес пермяков рыбинских моторостроителей?
- Все очень просто. Рыбинский завод работал ведь по нашей документации. И те люди, которые пришли к управлению, понимают, что у них нет конкурентоспособной продукции. И их интересует только наша документация, чтобы по ней делать продукцию, которая имеет будущее.
- Какими, Юрий Евгеньевич, вам видятся перспективы двигателя ПС-90А и предприятий пермского моторостроительного комплекса?
- Авиакомпании умеют считать деньги. Трудности производства двигателей, в том числе и этот случай, не остановят роста заказов на самолеты с нашими двигателями. Специалисты авиационной отрасли знают, что альтернативы пермскому ПС-90А нет. Наша задача - поднять эффективность ПС-90А, чтобы подобные проблемы решались до взлета. Двигатель ПС-90А - состоявшийся двигатель, и он успешно работает. Но в любом инженерном объекте нет предела совершенству.
Чтобы предприятия пермского моторостроительного комплекса двигались вперед, останавливаться на достигнутом не следует. Нужно создавать новые двигатели. И такие намерения у "Авиадвигателя" есть. Мы их поддерживаем и будем всячески помогать. Самое правильное решение для бизнеса - объединить "Авиадвигатель" и "Пермский моторный завод". Но свою волю в этом вопросе должно проявить государство, приняв соответствующее решение.
Что ж, то, как развивается пермский моторостроительный комплекс, не нравится многим. На встрече с руководителями пермских предприятий один крупный российский политик сказал, что "лежачие" и недееспособные предприятия никому не интересны, но если пермское двигателестроение преодолело кризис и находится на подъеме - спокойной жизни не ждите, не дадут. Так оно и оказалось. А тем временем "Пермский моторный завод" ежегодно в течение пяти лет увеличивал объем продаж в полтора раза, а в 2002 году - в 1,9 раза, превысив сумму в 100 млн долларов. Динамичное развитие "ПМЗ", как минимум, на ближайшее десятилетие обеспечено. И специалисты дают высокую оценку пермскому двигателю - например, президент ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Чуйко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Капитал Weekly». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей