О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бе-200 летит мимо государства

В России разгорается очередной скандал. В ходе ревизии ликвидированной в феврале этого года Государственной инвестиционной корпорации ("Госинкор"), ее правопреемник - Министерство имущественных отношений Российской Федерации - не обнаружило 13,56% акций Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Бериева. В этой связи государство пытается вернуть себе акции комплекса через суд.

Особое внимание федеральной власти к этому активу вполне объяснимо. ТАНТК - единственный в России разработчик уникальных самолетов-амфибий. Компания работает с прибылью. В активе КБ им. Бериева - создание знаменитого противолодочного самолета-амфибии А-40 "Альбатрос", установившего 126 мировых рекордов. Предприятие также участвовало в создании таких стратегических комплексов вооружения, как самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 и самолет сверхдальней связи Ту-142МР.

Однако еще более важна для государства реализуемая ТАНТК программа создания многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, который, как и его предшественники, ставит один рекорд за другим. В зависимости от модификации перспективная машина может использоваться для тушения лесных пожаров, грузопассажирских перевозок, патрулирования прибрежных зон, поисково-спасательных операций. Исходя из уникальных возможностей самолета, его основным заказчиком выступило МЧС. Помимо ведомства Шойгу, интерес к машине уже проявили целый ряд крупнейших зарубежных производителей и стран, среди которых в том числе Южная Корея, Китай, Индия, Греция и Франция. В 2004-2005 годах, как сообщило иркутское агентство "Телеинформ", планируется провести ее международную сертификацию.

Между тем Бе-200 может повторить судьбу другого уникального самолета Ан-70, результатом повышенного десятилетнего зарубежного внимания к которому явилось создание поразительно похожего натовского аналога, после появления которого прошлые потенциальные заказчики объявили о нецелесообразности закупок Ан-70.

Как сообщали СМИ, ситуация вокруг Бе-200 и ТАНТК им. Бериева неожиданно обострилась после того, как при до конца не выясненных обстоятельствах в начале апреля этого года пакет акций ОАО "ТАНТК им. Бериева" был незаконно списан со счета "ЦМД". При этом связанная с ТАНТК им. Бериева компания "Иркут" категорически отрицает свое участие в этих процессах.

В результате этих действий распоряжение находившимися в федеральной собственности активами "Госинкора" в стратегически важной отрасли промышленности Российской Федерации перешло к неизвестным до сих пор третьим лицам.

По имеющимся данным, после списания пакет акций ТАНТК был распылен и многократно перепродан. Как считают наблюдатели, намеренно. В итоге акции, похоже, осели в офшорах. И хотя Ростовский арбитражный суд удовлетворил иск Минимущества о незаконности списания "ЦМД" акций, восстановить статус-кво, по всей видимости, будет крайне затруднительно без привлечения Генеральной прокуратуры.

В этой связи нелишне вспомнить, что на протяжении всей своей деятельности с 1994 года "ЦМД" неоднократно был замечен как участник нескольких громких скандалов с акциями своих клиентов, среди которых состоят такие компании, как ОАО "Туполев", ОАО "ОКБ Сухого".

С участием компании "ЦМД" только за 2002 год произошло несколько крупных конфликтов, подробности которых были описаны в центральных СМИ.

Так, в октябре 2002 года разгорелся имущественный конфликт вокруг ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод". Тогда совет директоров этого предприятия принял решение о передаче реестра акционеров общества из ОАО "ЦМД" в ОАО "Специализированный регистратор "Альпари". Однако все действия, связанные с передачей системы ведения реестра ОАО "МНПЗ", были запрещены в судебном порядке. Между тем в нарушение решения суда ОАО "ЦМД" передало реестр, грубейшим образом нарушив законодательство РФ.

Другой конфликт произошел вокруг концерна "Бабаевский" в конце 2002 года. В нем, кстати, также фигурирует "Госинкор-холдинг". В нарушение принципов независимости на рынке ценных бумаг, которого добивается от профучастников ФКЦБ России, "ЦМД" тогда продал этой компании - одной из сторон конфликта - контрольный пакет своего дочернего общества реестродержателя ЗАО "Московский фондовый центр", в которое из ОАО "ЦМД" был переведен реестр "Кондитерского концерна "Бабаевский". Это не могло не повлиять на ситуацию в споре вокруг эмитента.

В скандале вокруг ТАНТК им. Бериева "ЦМД" в очередной раз принял участие в переделе собственности, но на этот раз уже государственной. По К.Марксу, капитал перетекает туда, где норма прибыли выше. При подтверждении этой теории на этот раз не повезло ТАНТК им. Бериева.

По закону роль любого регистратора по определению должна сводиться к фиксации состояния акционерного капитала и гарантий прав собственника. Однако используемые в отечественной практике механизмы так называемых недружественных захватов и поглощений, в которые вовлечены российские и зарубежные интересы, свидетельствуют о том, что держатель реестра является одним из ключевых инструментов.

В имущественном конфликте по-российски сторона, контролирующая регистратор, обладает значительными преимуществами. Наиболее очевидным из них является возможность оперативного доступа к полной информации о составе акционеров и сведениям о них. Напомним, что теоретически право на получение информации имеет любой акционер, владеющий сколько-нибудь значимым пакетом. На практике же возможность доступа к информации из реестра определяется исключительно волей реестродержателя. В результате регистратор становится мощным инструментом для получения контроля над намеченной целью поглощения. Лишнее подтверждение тому - неоднократные скандалы, в том числе последние, с крупнейшим из них, "Центральным московским депозитарием".

Дальнейшая судьба Бе-200 между тем остается под вопросом - как и ответ на вопрос, кто будет владеть и управлять ТАНТК им. Бериева....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка