RBC Daily
11 августа 2003, 15:57
Авионика уходит из рук государства
Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие "Элара" является одним из крупнейших в стране производителей пилотажно-навигационных комплексов, бортовой вычислительной техники, систем отображения информации и дистанционного управления, а также других авиационных приборов контроля, используемых всеми производителями авиатехники в России и странах СНГ. Московский научно-производственный комплекс "Авионика" - один из крупнейших разработчиков изделий автоматики и контроля для авиационной промышленности. Оба предприятия специализируются на производстве военной продукции: "Авионика" разрабатывает оборудование для самолетов семейства "Ту" и "Су", а одним из основных клиентов "Элары" является НПК "Иркут".
Эти два предприятия исторически близки друг другу, поскольку в течение последних 25 лет более 70% спецтехники, производимой "Эларой", разрабатывается в МНПК "Авионика". Вместе с тем "Элара" приблизительно в 15 раз больше "Авионики": в 2002 г. выручка "Элары" составила 3,3 млрд руб., а чистая прибыль - 600 млн руб., тогда как аналогичные показатели "Авионики" - только 100 и 30 млн руб. соответственно. Поэтому можно предположить, что владельцы "Элары" через управляющую компанию "Элоника" теперь получили контроль над конструкторскими разработками "Авионики", которая, в частности, является одним из подрядчиков по разработке оборудования для истребителей пятого поколения. В результате объединения "Элара" может стать одним из главных изготовителей авионики для новых моделей военных самолетов. Интересно, что еще в конце 2001 г. контрольный пакет акций "Элары" был распылен среди физических лиц, а теперь он сконцентрирован в руках нескольких владельцев. Однако в "Эларе" и "Авионике" RBC daily отказались комментировать подробности объединения, сославшись на то, что "дополнительная информация будет появляться по мере необходимости".
Если для владельцев контрольных пакетов акций "Элары" и "Авионики" выгоды от объединения очевидны - объединение финансовых ресурсов "Элары" с конструкторскими разработками "Авионики" позволит компаниям более уверенно чувствовать себя на рынке за счет совместного продвижения разработок в госструктурах и включения их в гособоронзаказ, - то для государства выигрыш пока неоднозначен. Возможно, что именно из-за неясной позиции государства информация о фактическом слиянии компаний чрезвычайно дозирована. Представитель государства в совете директоров "Элары", начальник управления программ бортового оборудования и авионики Росавиакосмоса Вячеслав Рыбаков сообщил RBC daily, что не видит ничего страшного в слиянии "Элары" и "Авионики". "От образования "Элоники" государство пока ничего не потеряло, - отмечает г-н Рыбаков, - Эти два предприятия конструкторски и технологически очень интегрированы, а потому объединение пойдет им только на пользу. Кроме того, оба предприятия являются участниками и акционерами ОАО "Научно-производственный центр "Технокомплекс" (г. Раменское, Московская обл.), на базе которого планируется создать госконцерн "Авионика", и пока действуют в рамках отраслевой консолидации". Вместе с тем некоторые опасения у г-на Рыбакова все же есть. "В "Эларе" государству принадлежит 49% акций, а в "Авионике" - 33-34%, - отмечает он. - Однако государствуне предложили поучаствовать в объединении, поэтому необходимо посмотреть, не произойдет ли вывод активов в новую структуру".
Представители НПЦ "Технокомплекс" воздержались от подробных комментариев по поводу объединения "Элары" и "Авионики", но заявили, что предприятия отрасли заинтересованы в более тесной интеграции между собой и поэтому не намерены ждать, когда это поймут чиновники. "Идея консолидации предприятий отрасли в рамках концерна "Авионика" с контрольным участием государства муссируется давно, - заметил RBC daily источник в НПЦ "Технокомплекс", - однако на уровне администрации президента до сих пор не принято решение о принципах консолидации в отрасли и о роли государства в этом процессе". Вячеслав Рыбаков связывает неспешность в создании концерна с тем, что опыт организации концерна "Алмаз-Антей" показал пагубность силовой интеграции. "Ни одно образование (даже во времена СССР), созданное силовым путем, долго не существовало, - отмечает г-н Рыбаков. - Как только появлялось какое-то послабление - все разваливалось".
Однако сегодня у владельцев "Элары" и "Авионики" есть реальная необходимость в том, чтобы самостоятельно объединиться, не дожидаясь согласия со стороны государства. Дело в том, что один из ближайших конкурентов альянса - питерская Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" (КАО), куда входят тамбовский "Электроприбор", Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение, НКБ вычислительных систем и др., - в июне этого года смогла стать генеральным подрядчиком по поставке авионики для лицензионного производства истребителей Су-30МКИ в Индии. При этом "Авионика" принимала участие в модернизации этих систем. Проигрыш в борьбе за контракт стоимостью 700 млн долл., вероятно, и стал той причиной, которая подтолкнула частных владельцев "Элары" и "Авионики" к интеграции. Тем более что менее месяца назад КАО нанесла им еще один удар, подписав соглашение с французской Thales Avionics, которое позволит обновить отечественное авиаоборудование....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
