О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авионика уходит из рук государства

В конце прошлой недели частные владельцы ОАО "ЧНППП "Элара" (Чебоксары) и ОАО "МНПК "Авионика" (Москва), крупнейших производителей российской авионики, объединили принадлежащие им контрольные пакеты акций предприятий в рамках управляющей компании ООО "Элоника". В результате объединения усилий, как говорится в пресс-релизе "Элары", "все новые разработки "Авионики" получат финансовую и иную поддержку ОАО "ЧНППП "Элара", которое наладит их серийное производство". Источники, знакомые с ситуацией, отмечают, что, пока государство, владеющее в обеих компаниях блокирующими пакетами, решает вопрос о создании госконцерна "Авионика", предприятия объединяются между собой самостоятельно, чтобы включиться в борьбу за новые экспортные контракты.

Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие "Элара" является одним из крупнейших в стране производителей пилотажно-навигационных комплексов, бортовой вычислительной техники, систем отображения информации и дистанционного управления, а также других авиационных приборов контроля, используемых всеми производителями авиатехники в России и странах СНГ. Московский научно-производственный комплекс "Авионика" - один из крупнейших разработчиков изделий автоматики и контроля для авиационной промышленности. Оба предприятия специализируются на производстве военной продукции: "Авионика" разрабатывает оборудование для самолетов семейства "Ту" и "Су", а одним из основных клиентов "Элары" является НПК "Иркут".

Эти два предприятия исторически близки друг другу, поскольку в течение последних 25 лет более 70% спецтехники, производимой "Эларой", разрабатывается в МНПК "Авионика". Вместе с тем "Элара" приблизительно в 15 раз больше "Авионики": в 2002 г. выручка "Элары" составила 3,3 млрд руб., а чистая прибыль - 600 млн руб., тогда как аналогичные показатели "Авионики" - только 100 и 30 млн руб. соответственно. Поэтому можно предположить, что владельцы "Элары" через управляющую компанию "Элоника" теперь получили контроль над конструкторскими разработками "Авионики", которая, в частности, является одним из подрядчиков по разработке оборудования для истребителей пятого поколения. В результате объединения "Элара" может стать одним из главных изготовителей авионики для новых моделей военных самолетов. Интересно, что еще в конце 2001 г. контрольный пакет акций "Элары" был распылен среди физических лиц, а теперь он сконцентрирован в руках нескольких владельцев. Однако в "Эларе" и "Авионике" RBC daily отказались комментировать подробности объединения, сославшись на то, что "дополнительная информация будет появляться по мере необходимости".

Если для владельцев контрольных пакетов акций "Элары" и "Авионики" выгоды от объединения очевидны - объединение финансовых ресурсов "Элары" с конструкторскими разработками "Авионики" позволит компаниям более уверенно чувствовать себя на рынке за счет совместного продвижения разработок в госструктурах и включения их в гособоронзаказ, - то для государства выигрыш пока неоднозначен. Возможно, что именно из-за неясной позиции государства информация о фактическом слиянии компаний чрезвычайно дозирована. Представитель государства в совете директоров "Элары", начальник управления программ бортового оборудования и авионики Росавиакосмоса Вячеслав Рыбаков сообщил RBC daily, что не видит ничего страшного в слиянии "Элары" и "Авионики". "От образования "Элоники" государство пока ничего не потеряло, - отмечает г-н Рыбаков, - Эти два предприятия конструкторски и технологически очень интегрированы, а потому объединение пойдет им только на пользу. Кроме того, оба предприятия являются участниками и акционерами ОАО "Научно-производственный центр "Технокомплекс" (г. Раменское, Московская обл.), на базе которого планируется создать госконцерн "Авионика", и пока действуют в рамках отраслевой консолидации". Вместе с тем некоторые опасения у г-на Рыбакова все же есть. "В "Эларе" государству принадлежит 49% акций, а в "Авионике" - 33-34%, - отмечает он. - Однако государствуне предложили поучаствовать в объединении, поэтому необходимо посмотреть, не произойдет ли вывод активов в новую структуру".

Представители НПЦ "Технокомплекс" воздержались от подробных комментариев по поводу объединения "Элары" и "Авионики", но заявили, что предприятия отрасли заинтересованы в более тесной интеграции между собой и поэтому не намерены ждать, когда это поймут чиновники. "Идея консолидации предприятий отрасли в рамках концерна "Авионика" с контрольным участием государства муссируется давно, - заметил RBC daily источник в НПЦ "Технокомплекс", - однако на уровне администрации президента до сих пор не принято решение о принципах консолидации в отрасли и о роли государства в этом процессе". Вячеслав Рыбаков связывает неспешность в создании концерна с тем, что опыт организации концерна "Алмаз-Антей" показал пагубность силовой интеграции. "Ни одно образование (даже во времена СССР), созданное силовым путем, долго не существовало, - отмечает г-н Рыбаков. - Как только появлялось какое-то послабление - все разваливалось".

Однако сегодня у владельцев "Элары" и "Авионики" есть реальная необходимость в том, чтобы самостоятельно объединиться, не дожидаясь согласия со стороны государства. Дело в том, что один из ближайших конкурентов альянса - питерская Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" (КАО), куда входят тамбовский "Электроприбор", Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение, НКБ вычислительных систем и др., - в июне этого года смогла стать генеральным подрядчиком по поставке авионики для лицензионного производства истребителей Су-30МКИ в Индии. При этом "Авионика" принимала участие в модернизации этих систем. Проигрыш в борьбе за контракт стоимостью 700 млн долл., вероятно, и стал той причиной, которая подтолкнула частных владельцев "Элары" и "Авионики" к интеграции. Тем более что менее месяца назад КАО нанесла им еще один удар, подписав соглашение с французской Thales Avionics, которое позволит обновить отечественное авиаоборудование....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка