Источник: газета «Красная звезда»
Опубликовано: 12.08.2003, 10:48

"Россия крылья не опустит"

Герой России генерал-майор Иван Бохонко


ВВС и ПВО Тихоокеанского флота сравнивать с авиацией других флотов России сложно, да и бесперспективно. ВВС и ПВО ТОФ находятся в более жестких условиях деятельности: большая разбросанность базирования - от Приморья до Камчатки, удаленность от центра. Отсюда - более скудное снабжение авиационных частей всем необходимым для жизни и боевой учебы. Здесь вся морская авиация обращена лицом к океану, а за нами - Россия. Это значит, что от каждого, кто служит в этом регионе, требуются особая собранность и ответственность.

И все же, если авиацию всех наших флотов рассматривать в целом, то это единый боевой организм со своими специфическими задачами. И когда над страной нависает опасность, авиаторы флотов приходят друг другу на помощь. Так было, скажем, в годы Великой Отечественной, когда бывшие авиаторы-тихоокеанцы сражались с противником в небе над Черным морем, Балтикой и на Севере.

Визитная карточка

Иван Иванович БОХОНКО родился 6 июля 1956 года в Львове. После окончания Черниговского высшего авиационного училища в 1977 году был направлен в морскую авиацию Северного флота. Осваивал новейшие по тому времени палубные самолеты. После окончания Военно-морской академии имени

Н.Г. Кузнецова летал на Севере, командовал корабельным полком, был заместителем командира авиадивизии, заместителем, а потом и начальником боевой подготовки авиации ВМФ. В 1999 году окончил высшие курсы при Академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. В феврале 2002 года назначен начальником штаба ВВС ТОФ. С 2003 года - начальник ВВС и ПВО Тихоокеанского флота. Заслуженный военный летчик, Герой России, генерал-майор.


Самочувствие ВВС и ПВО Тихоокеанского флота сегодня вполне удовлетворительное. Отпечаток брошенности и забытости некоторых авиационных городков, создававших впечатление, что люди здесь не служат, а лишь дослуживают свое, постепенно уходит в историю. Конечно, жизнь и быт летчика, инженера или техника во многом зависят от того, как о них заботится государство. Они по-прежнему оставляют желать лучшего. Тем не менее обстановка в авиационных эскадрильях, полках и обеспечивающих частях стабилизировалась. Летный состав стал более ритмично подниматься в воздух, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне. Начали чаще поднимать в небо молодежь, ставить на крыло молодые экипажи и постепенно вводить полки и эскадрильи в состав постоянной боевой готовности. Как пример приведу отдельную транспортную эскадрилью, которой командует подполковник Леонид Белоусов. В минувшем учебном году здесь два молодых экипажа на самолете Ан-26 стали боеготовыми днем и ночью. Они теперь осуществляют перевозки пассажиров и грузов по аэродромам флота и за его пределами, десантируют морскую пехоту в любую точку побережья, выполняют другие задачи, поставленные командованием авиации и флота.

В отдельном противолодочном полку, которым командует полковник Валентин Басаргин, в состав боеготовых вошел целый ряд экипажей на вертолете Ка-27.

А командир авиационного противолодочного отряда полка подполковник Игорь Шлыков - один из опытнейших пилотов корабельной авиации Тихоокеанского флота. Свой опыт и знания летчика-инструктора охотно передает молодежи. Подготовлен к посадке на палубы больших противолодочных кораблей днем и ночью, в сложных погодных условиях.

Пополнились ряды боеготовых авиаторов и на самолете Ил-38, на тяжелом противолодочном

Ту-142, в ракетоносной эскадрилье. А это, пожалуй, главное. Не без гордости отмечу - авиации Тихоокеанского флота удалось сохранить хороший костяк летчиков, штурманов, инженеров, техников, работников тыла. И это в условиях, когда авиаторы переживали не лучшие времена: некоторые авиационные полки "ужались" до эскадрилий, что повлекло за собой потерю далеко не худших, с многолетним опытом специалистов. Да и штатные категории многих специалистов полкового звена понизились. А это, согласитесь, задевает за живое инженерные кадры. Но мы стараемся найти возможность и отметить службу лучших. Когда отряд боевых кораблей ТОФ принимал участие в совместных российско-индийских маневрах, в походе были и наши вертолетчики. За особые личные заслуги, достижение высоких показателей в боевой подготовке приказом министра обороны одному из участников похода - начальнику техническо-эксплуатационной части корабельной вертолетной эскадрильи отдельного противолодочного авиационного полка капитану Константину Луцкому было присвоено звание майор - на ступень выше занимаемой должности. Новенькие погоны офицеру вручил заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал Михаил Захаренко.

Что же способствует профессиональному росту экипажей? Во-первых, рациональное планирование и распределение горюче-смазочных материалов по конкретным частям и под конкретные задачи, а в частях - конкретным экипажам. А во-вторых, постоянный контроль за подготовкой экипажей и расходом выделенных лимитов топлива по задачам, которые тесно увязываются с выполнением планов подготовки сил флота.

Ни для кого не секрет, что летно-методическая подготовка непосредственно влияет на боевую готовность частей и служит одним из главных факторов обеспечения безопасности полетов. Поэтому основные усилия в этой работе направляем на выработку единой, наиболее продуктивной методики обучения и воспитания летного состава, разработку учебно-методических материалов, подготовку руководящего летного состава в качестве инструкторов по управлению полетами.

В зимнем периоде обучения у нас сумели повысить классную квалификацию 28 человек. Переквалифицировались 40 бортовых специалистов. По сравнению с 2002 годом общее количество классных специалистов возросло. И все же их могло быть гораздо больше. Основным препятствием в повышении классной квалификации остается почти полное отсутствие полетов при минимуме погоды.

Определенных результатов удалось добиться и в огневой подготовке. Выполнение боевых упражнений по ракетной подготовке составило 75 процентов, по минной - 83 процента, торпедной - 88 процентов от плана. Итогом противолодочной подготовки стало обнаружение нашими экипажами двух подводных лодок, одна из которых классифицирована как иностранная. Хорошие результаты продемонстрировали экипажи вертолетов

Ка-27ПС (командир подполковник Михаил Путятин) и Ми-8 (командир майор Александр Кривов), самолетов Ил-38 (командиры подполковник Геннадий Жук и майор Олег Смышляев) при отработке задач поисково-спасательного обеспечения. И все же командование ВВС и ПВО ТОФ не удовлетворено итогами работы. Планы боевой подготовки пока реализуются не полностью, далеко не все цели достигаются. Повышению качества учебного процесса уделяем пристальное внимание в летние месяцы.

Самолетный парк ВВС и ПВО ТОФ за последние десятилетия состарился. Но отчаиваться и впадать в уныние нет причин. Пока будем довольствоваться тем, что есть на аэродромах флота. Будем жить с надеждой, что в обозримом будущем страна экономически окрепнет и на вооружение частей поступят последние достижения авиационной мысли. Я верю: Россия крылья никогда не опустит. Летали и будем летать.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 августа 2003 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2003 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ка-27, Ан-26, Ил-38, Крылья (в процессе тестирования)