О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Страна "Авиония"

Через несколько дней в Москве начинает работу Международный авиационно-космический салон МАКС-2003. По традиции "Красная звезда" представляет ее основных участников. Сегодня это корпорация "Аэрокосмическое оборудование".За неполные пять лет своей деятельности Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" приблизилась к полумиллиардному годовому объему и вышла на третье после АХК "Сухой" и НПК "Иркут" место среди российских оборонно-промышленных объединений.В канун открытия салона своеобразный итог пятилетней деятельности корпорации в интервью нашему корреспонденту подводит генеральный директор ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" Сергей Бодрунов. В этой же полосе пойдет рассказ о работе над новыми авиационными бортовыми радиолокационными комплексами, а также о такой относительно новой в области отечественного ОПК форме деятельности, как диверсификация.

Бодрунов Сергей Дмитриевич. Родился 25 августа 1958 г. в селе Брилево Гомельской области.В 1990 году назначен генеральным директором Белорусского республиканского агентства научно-технической информации, в 1991 году - председателем правления СП "Инфотех". С 1992 года работал на АО "Пирометр" (г. С.-Петербург) руководителем службы маркетинга, заместителем директора, президентом компании. С 1998 года - генеральный директор ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум". В 2000 году возглавил созданное Правительством России ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование".Доктор экономических наук, профессор, член президиума Научно-технического совета Российского авиационно-космического агентства, член Научно-технического совета ФГУП "Рособоронэкспорт".

- Сергей Дмитриевич, на Международном авиационно-космическом салоне этого года корпорация "Аэрокосмическое оборудование" вновь широко представит продукцию и информационные материалы своих предприятий. Насколько я понимаю, в этот раз участники выставки увидят все лучшие разработки корпорации за период ее пятилетней деятельности. А так как "Аэрокосмическое оборудование" сегодня представляет собой современную интегрированную структуру холдингового типа, включающую более тридцати ведущих предприятий, разработчиков и производителей авиационной техники и смежных отраслей, наверное, можно сказать, что этот отрезок времени в значительной степени отражает развитие не только Корпорации "Аэрокосмическое оборудование", но и всего отечественного авиастроения в целом:

- Создание корпорации связано с новой политикой Российской Федерации в сфере реформирования оборонно-промышленного комплекса страны: необходимо было восстановить прежде существовавшие кооперационные связи оборонных предприятий России и стран СНГ, которые существовали в советский период времени, но при этом учитывать современные экономические реалии. Ведь на смену отношениям между предприятиями, определявшимся исключительно директивами "сверху", пришли новые - отношения собственности и взаимовыгодного сотрудничества.

На сегодняшний день можно говорить о завершении первого этапа формирования корпорации как интегрированной структуры. Начинается переход ко второму этапу - дальнейшей имущественной интеграции предприятий, реструктуризации основных фондов, четкому разделению профильных и непрофильных производств. Среди основных задач на данном этапе - увеличение объемов производства, повышение инвестиционной привлекательности предприятий, диверсификация. Результаты деятельности предприятий, которые будут представлены на экспозиции корпорации на МАКС-2003, позволяют утверждать, что решение этих задач осуществляется достаточно успешно.

Например, годовые объемы продаж наших предприятий с 2000 по 2002 год возросли более чем вдвое, налоговые отчисления за тот же период выросли с 52 до 115 млн. долларов, дебиторская задолженность перед бюджетом снизилась почти в два раза. Можно также отметить существенный рост - в 2 - 4 раза - таких показателей, как начисленные дивиденды, балансовая прибыль, средняя заработная плата.

- Одной из главных задач вашей корпорации как головной компании является восстановление научных и производственных связей между отечественными предприятиями авиаприборостроения, которые фактически прекратились в результате реформ рубежа 1980-1990-х гг. В то же время важно развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Насколько успешно удается совмещать названные направления?

- Сегодня можно с уверенностью сказать, что нам удалось на новых основаниях восстановить связи основных российских разработчиков и производителей, имевших налаженные партнерские отношения в течение многих десятилетий. С приходом в нашу корпорацию эти предприятия (а многие из них до вступления в объединение находились в глубоком кризисе), сохранили основной профиль деятельности, обеспечили загруженность производства и установили новые связи как внутри корпорации, так и с ее партнерами в России и за рубежом.

На МАКС-2003 на экспозиции в разделе "Кооперация" будут представлены образцы изделий наших предприятий, которые поставляются сегодня практически для всех видов авиатехники отечественного производства, находящейся в эксплуатации в России и за рубежом. Наиболее привлекательным фактором для партнеров корпорации является возможность обеспечения полного цикла работ и услуг по выпускаемой продукции.

Среди представленной продукции можно будет увидеть соединители и разъемы ОАО "Исеть" (г. Каменск-Уральский), датчики и трансформаторы ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" и ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение", пневмоагрегаты, сервоклапаны, гидравлические агрегаты ОАО "ПМЗ "Восход" и ОАО "Гидроагрегат" (г. Павлово), антенно-фидерные системы ОАО "Альметьевский завод "Радиоприбор" и др.

Эти изделия составляют основную часть экспортных поставок корпорации ее основным зарубежным партнерам - КНР и Индии. Кроме того, у нас налажены хорошие деловые контакты в Европе и Америке.

- Сергей Дмитриевич, в отдельных СМИ сообщалось, что в Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" создан новый уникальный авиационный прицел:

- Действительно, в сотрудничестве с АО "НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова" (г. Жуковский, Московская обл.) Корпорация ведет разработку ряда бортовых радиолокационных станций (БРЛС) и систем управления вооружением (СУВ), включая локатор с фазированной антенной решеткой, который пользуется большим интересом как у российских, так и у зарубежных специалистов. Выбранный нами еще в 2000 году вариант модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолетов

Су-30 (Су-30МКК, Су-30МК2), а затем и Су-27 позволил создать семейство многофункциональных БРЛС "Панда", потенциальные характеристики которой в 1,5 - 1,6 раза превышают прежние показатели.

В то же время хочу заметить: это лишь одно из направлений деятельности нашей корпорации.

В течение многих лет с НИИ Приборостроения деятельно сотрудничает Государственный рязанский приборный завод, который, помимо производства разработок института, ведет собственные исследования и производство, ориентированные также на новейшие летательные аппараты. Среди них - аппаратура и системы, обеспечивающие улучшение видения фоново-целевой обстановки, обнаружения и сопровождения целей на базе телевизионных и тепловизионных систем. Заслуженным вниманием специалистов пользуются системы слежения "Багет" и "Охотник".

Одно из базовых КБ, на работы которых мы опираемся, - Санкт-Петербургское ОКБ "Электроавтоматика", - является нашим головным разработчиком БРЭО для новых самолетов семейств Су и МиГ в ряде перспективных программ с участием зарубежных партнеров, систем целеуказания и индикации, навигационно-пилотажных комплексов, бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), систем отображения информации и программного обеспечения к ним.

Эта продукция предназначается для воздушной техники, используемой как в России, так и поставляемой на экспорт. Замечу, что это направление деятельности осуществляется нами в рамках сотрудничества корпорации "Аэрокосмическое оборудование" с рядом ведущих иностранных авиационных компаний, например корпорацией Thales.

Новейшие разработки аварийных и эксплуатационных регистраторов полетной информации - "черных ящиков" и систем предупреждения экипажа - осуществляются смоленским ОАО "Измеритель" в кооперации с рядом других наших предприятий, в том числе принадлежащим нам украинским КБ "Экран". Эта продукция также ориентирована на перспективные поколения летательных аппаратов, хотя с успехом уже много лет используется в различных существующих летательных аппаратах.

Специализацией созданного нами научно-конструкторского бюро вычислительных систем (г. Таганрог) является разработка и создание базовых аппаратно-программных средств обработки данных, изображений и сигналов.

Все вышеназванные и другие новейшие разработки и технологии также будут представлены на нынешнем МАКС.

- Сергей Дмитриевич, сейчас мы говорим о разработках, которые будут широко применяться на практике в лучшем случае через несколько лет. Причины тому объективные и хорошо известные, потому не будем лишний раз на них останавливаться. Однако говоря об авиации завтрашнего дня, нельзя упускать из внимания сегодняшние реалии. А они отнюдь не радужные - едва ли не каждый месяц мы слышим об авиационных катастрофах. Причем, как правило, причин, приведших к трагедиям, две: отказ техники и человеческий фактор. Неужели на данном этапе нельзя ничем помочь военным и гражданским авиаторам, которых некоторые благожелатели заведомо причисляют к людям обреченным?

- О нашей работе в сфере повышения надежности и качества техники я уже говорил выше. В отношении второго вопроса могу сказать следующее. В рамках реализации государственной политики России в области развития военной и гражданской авиации и подготовки летного состава сравнительно недавно наша корпорация начала заниматься авиационными тренажерами. В мае 2002 г. решением Росавиакосмоса в составе корпорации создан Российский центр авиационного тренажеростроения (РЦАТ). Его учредителями являются, помимо корпорации "Аэрокосмическое оборудование", ОКБ "Сухого", Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, Пензенское конструкторское бюро моделирования, Центральный аэродинамический институт, Пензенское научно-производственное предприятие "Эра", ООО "Константа-Дизайн". РЦАТ представляет собой единственную в России структуру, которая организует и направляет деятельность профильных организаций в области создания средств обучения и подготовки авиационных специалистов. Предприятия центра разрабатывают новые, а также модернизируют ранее выпущенные тренажеры, заменяя аналоговые вычислительные комплексы цифровыми на базе ПЭВМ типа РС/АТ, имитаторы визуальной обстановки с макетом местности - генераторами синтезирующего изображения. Разрабатываемые под эгидой РЦАТ упомянутой группой предприятий учебно-моделирующие авиационные комплексы обучения и подготовки авиационных специалистов не только не уступают зарубежным аналогам, но по целому ряду характеристик и параметров превосходят их. В состав центра входят ведущие российские разработчики и производители авиационных тренажеров, использующие многолетний опыт и новейшие достижения.

Уверен, эта работа позволит обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки авиационных специалистов и безопасности полетов. С другой стороны, мы сможем максимально удовлетворить запросы иностранных потребителей авиационной техники, произведенной в России, как в отношении устаревающей техники, так и в связи с появлением новых образцов.

- Сергей Дмитриевич, на фоне конфликтов между российскими и зарубежными заказчиками, производителями, поставщиками взаимоотношения между руководителями ваших предприятий и многочисленными партнерами смотрятся, по крайней мере со стороны, едва ли не как идеальные. За счет чего удалось наладить такую завидную корпоративность и качественное, плодотворное сотрудничество?

- Изначально мы сосредотачивали внимание на трех уровнях отношений корпорации с партнерами: межкорпоративное сотрудничество и взаимодействие с другими российскими производителями авиационной техники ("Авиаприбор-Холдинг", "Звезда-Стрела" (ныне - корпорация "Тактическое ракетное вооружение"), фирмы "Р. Е. Т. "Кронштадт", "Технокомплекс", "Навитех"); взаимодействие с партнерами-заказчиками, являющимися производителями конечной продукции (АВПК "Сухой", РСК "МиГ", ОКБ им. Яковлева, ОАО "Туполев", АК им. Ильюшина, АНТК "Антонов", МВЗ им. Миля, ОАО "Камов", концерн "Алмаз-Антей") и наконец, третий уровень - глобальное партнерство международного масштаба. В первую очередь партнерами "Аэрокосмического оборудования" являются предприятия и организации зарубежных стран Южной и Восточной Азии (Индия, КНР, Малайзия), с которыми мы плодотворно сотрудничаем в течение ряда лет и имеем договоры и соглашения. Однако в последнее время корпорация активизирует свою политику и на Западе, заключив ряд перспективных соглашений с такими фирмами, как Thales, Boeing и др. В целях упорядочения и централизации своей политики на иностранных рынках корпорация открыла и намерена открыть ряд новых представительств в КНР, Индии, Великобритании, США, Украине, Белоруссии.

По деятельности Корпорации "Аэрокосмическое оборудование", которая строится в строгом соответствии с государственной политикой в области реформирования российского ОПК и военно-технического сотрудничества, можно судить об эффективности тех или иных направлений этой политики. Тот факт, что корпорация успешно функционирует в течение уже пяти лет (в ноябре этого года мы отметим свой первый скромный юбилей), демонстрирует свои достижения на международных выставках, в том числе и на приближающемся МАКС-2003, свидетельствует о правильности проводимой государством в последние годы политики в сфере ОПК и одновременно позволяет выявить определенные пробелы и недостатки, в частности, в таких аспектах, как правовая база, административные барьеры, несовершенство в регулировании отношений с рядом стран СНГ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка