О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полеты во сне и наяву

Всю неделю с 19 по 26 августа в подмосковном Жуковском лучшие мировые пилоты показывали свой класс на лучших в мире самолетах, а ведущие компании демонстрировали свои самые передовые технологии. Это было эффектное зрелище под названием Международный авиационно-космический салон (МАКС-2003).

Как оказалось, шестой московский авиасалон в Жуковском - это сплав праздника и будней. Праздник - это потоки людей. передвигающихся по территории выставки и под бодрые комментарии из громкоговорителей задирающих головы вслед совершающим все мыслимые пируэты самолетам. Встретить в этом потоке можно было кого угодно - от иностранной пары, с явно отпускным азартом скупающей всевозможные сувениры (матрешки до 1500 рублей, бинокли и подзорные трубы от 1000 рублей, майки с символикой автосалона за 300-500 рублей, значки от 15 рублей), до, например, принцессы Ганы, которая, по одной версии, приехала покупать себе вертолет, а по другой, больше интересовалась продукцией военно-промышленного комплекса для армии своей страны.

Авиакомпании недовольны

Деловая часть салона демонстративно отгораживалась от праздника. В ангарах, где размещались экспозиции выставки, царила сугубо официальная атмосфера и форма одежды. На передний план, как водится, выставлялись достижения фирмы - модели самолетов, двигатели с прозрачным корпусом, чтобы было видно слаженное кручение шестеренок, многочисленные экраны мониторов с бесконечными презентациями. Самых же важных посетителей участники салона старались уводить от всей этой "игры мускулами". Для этого почти на каждом стенде, была оборудована специальная переговорная комната, попасть в которую человеку со стороны было практически невозможно. К оформлению этого своеобразного "сердца" экспозиции компании подходили по-разному. Например, компания EADS, представляющая самолеты Airbus, оборудовала свою переговорную комнату бар-стойкой (за которой гостей обслуживали молодые люди принципиально не говорящие по-русски). А Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), выпускающее самолеты "Ан", приглашало своих гостей в отделанный деревом кабинет с флагом Украины и портретом президента Кучмы на стене.

Впрочем, и в праздничной, и в деловой части авиасалона чувствовалось некоторое напряжение. После серии террористических актов Москва не считается безопасным местом, и организаторы салона вынуждены были принимать серьезные меры безопасности. В частности все посетители, за исключением имеющих VIP-пропуск, проходили два пункта строгого, но корректного контроля, копирующего тот, что проходит любой пассажир в аэропорту. В деловой части к бомбам относятся скорее как к товару, чем к угрозе собственной жизни. И здесь кипели совсем другие страсти. Российские и западные производители гражданских самолетов, например, делили между собой российское небо. На стороне российских производителей симпатии правительства, сдерживающего иностранную технику таможенными пошлинами и высокими налогами, и несколько амбициозных проектов. А у зарубежных компаний - в первую очередь. Boeing и Airbus - на минувшем автосалоне было одним козырем больше. К очевидно более высокому качеству техники и требованию отмены пошлин, как одному из условий вступления России в ВТО, прибавилась поддержка российских авиакомпаний. Их представители демонстративно заявили об этом на специально организованном "круглом столе", прошедшем в рамках МАКСа. И не случайно авиакомпания "Сибирь" демонстрировала на салоне свой второй лайнер Airbus A320, обслуживающий сегодня армянские авиалинии, а не какой-нибудь Ил-86 или Ту-154, на которых она вынуждена летать по России.

Российские производители демонстрируют оптимизм

Российские производители, в свою очередь, постарались продемонстрировать, что выпускаемые в России самолеты продолжают пользоваться спросом. Начало работы авиашоу ознаменовалось первым контрактом, заключенны весьма эффектно и приуроченны к моменту осмотра выставки президентом России Владимиром Путиным. Ульяновский завод "Авиастар-СП" и компания "Туполев" заключили с авиакомпанией "Трансаэро" договор на поставку четырех самолетов Ту-204-300. При этом "Трансаэро" объявила о готовности приобрести в будущем еще шесть подобных лайнеров, способных без дозаправки преодолевать более 9 тысяч километров со 170 пассажирами на борту. Президенту показали один из таких лайнеров, который совершил свой первый полет, прибыв на МАКС. А еще один крупный проект, объединивший под своим "крылом" корпорации "МиГ", "Туполев" и еще ряд фирм, получил амбициозное название "Национальный проект Ту-334". Раскрутка его шла по полной программе - по всей территории выставки проходило распространение атрибутики с яркой желто-синей эмблемой проекта, хотя запуск Ту-334 в эксплуатацию намечен лишь на 2005 год. Пока о покупке десяти подобных региональных самолетов (дальность полета около 3 тысяч километров) объявили две компании, являющихся акционерами проекта. Но представители компании "Туполев", с которыми удалось поговорить, утверждают, что рынок востребует как минимум 100 подобных самолетов. Если этого не произойдет, написано в рекламном буклете, то из страны до 2009 года уйдет более 780 миллионов долларов в виде лизинговых платежей за западные самолеты, а российскую отрасль ждет ликвидация более 100 тысяч рабочих мест. Похоже на ультиматум, но на таких больших объемах российские авиастроители не работали уже давно.

Еще один "региональный" проект презентовал консорциум во главе с "Гражданскими самолетами Сухого", куда входят также компания Boeing, авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина и конструкторское бюро имени А.С. Яковлева. Проект так и называется - "Российский региональный самолет", хотя сокращенно почему-то зовется на иностранный лад - RRJ. До конца текущего года планируется завершить разработку эскизного проекта самолета. А на 2004 год участники планируют подписание первых контрактов. По разным оценкам, для открытия полномасштабного кредитования программы необходимо получить твердые заказы на 40-60 самолетов.

Праздничную часть мероприятия вся эта деловая суета затрагивала мало. Слишком отдаленно и неконкретно. Решившиеся истратить 800 рублей за входной билет (в последние два дня салона билеты подешевели до 200 рублей) не забывали про сувениры. А на стенде концерна "Сухой" больше интересовались не тем, что означает загадочное RRJ, а пилотским тренажером, представляющим из себя реальную копию кабины самолета, огороженную панорамным экраном. Если бы этот тренажер не перегревался всякий раз, когда находился посетитель, желающий почувствовать себя в шкуре пилота, то, наверное, возле него выстроилась бы очередь. В общем, что и говорить, МАКС-2003 - это сочетание праздника и будней. Вернее, российской авиапромышленности, мечтающей дожить до своего праздника, и людей, посетивших ежегодное авиашоу в поисках зрелища, но желающих в будни летать на приличных самолетах.

МАКС-2003 в цифрах и фактах

Участниками прошедшего авиасалона стали 537 компаний, из которых 115 были зарубежными и представляли 34 страны.

МАКС-2003 посетило 660 тысяч человек. 85 тысяч из них оказались бизнес-посетителями, получившими приглашение на авиасалон от компаний-участников.

Каждый день на авиасалоне выходил номер полноцветного 30-страничного журнала тиражом в 7 тысяч экземпляров, подробно освещающий ход выставки. "Обозрение Международного авиакосмического салона" распространялось бесплатно.

МАКС-2003 посетили 1200 журналистов, представляющих 400 СМИ из 33 стран мира.

Самым популярным напитком на авиасалоне было пиво. Подсчитать, сколько его было выпито, пока никто не взялся, но, по оценкам торговцев, приблизительно на три поллитровых стакана пива по цене 40 рублей, приобреталась одна бутылка газировки за 25-30 рублей. Самая распространенная пища - шашлык по рублю за грамм. Стограммовая порция стоила 100 рублей, 150-граммовая - 150....
Авторские права на данный материал принадлежат «Алтапресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка