О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под крылом МСА

Исполнился год с момента создания Международного союза авиапромышленности. Корреспондент нашей газеты Александр Молчанов встретился с председателем правления МСА Владимиром Калмановичем.

- Владимир Михайлович, расскажите, что такое Международный союз авиапромышленности?

- Международный союз авиапромышленности создан по инициативе ведущих производителей авиационной техники - авиапредприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета. Его учредителями выступили всем известные в стране авиаструктуры - Акционерные общества "ОКБ Сухого", "Камов", "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", холдинговая компания "Авиаприбор-Холдинг", ФГУП "ГНЦ "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов", ФГУП "ГНЦ РФ "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем", Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения", ЗАО "Группа компаний "Каскол". Президентом МСА является широко известная в авиационных кругах председатель Межгосударственного авиационного комитета - Т.Г. Анодина.

- Почему возникла необходимость создания такого союза?

- Слишком непросто живется сегодня российским предприятиям авиапромышленности, хотя здесь всегда работали выдающиеся конструкторы и технологи, прекрасные специалисты, создававшие самые современные и конкурентоспособные образцы авиационной техники. Такой уникальный научный и промышленный потенциал нельзя бросать на произвол неразвитых рыночных отношений. Именно поэтому, учитывая мнение лучших специалистов-авиастроителей, решено было создать профессиональный отраслевой союз для отстаивания интересов предприятий авиастроения, содействия росту их деловой активности, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли.

- Каковы сегодня цели и задачи МСА?

- Основной целью Союза является содействие развитию деловой активности в области авиации и авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказание правовой и методической помощи, защита интересов его членов во взаимоотношениях с органами государственной власти стран-членов Содружества Независимых Государств и других регионов мира, а также в международных организациях, влияющих на деятельность в области авиации и авиастроения.

- Удается ли вам наладить взаимодействие с властью?

- Одним из главных направлений деятельности Союза является работа на законодательном поле. Мы считаем, что только активная позиция по лоббированию интересов авиационных предприятий в органах государственной власти позволит занять авиационной промышленности действительно приоритетное место в планах экономического развития России. Несмотря на активную законотворческую деятельность российских парламентариев, ряд действующих законов и находящихся на рассмотрении законопроектов нуждаются в доработке, некоторые из них в значительной переработке в связи с быстроменяющейся экономической и политической конъюнктурой.

В этой связи, Международным союзом авиапромышленности на основе предложений предприятий авиапрома сформирован перечень федеральных законов и законопроектов, затрагивающих интересы авиапромышленности и представляющих интерес как для членов МСА, так и для организаций авиапромышленного комплекса в целом.

Этот список включает свыше 20-ти законопроектов и более 10-ти законов.

Готовность к сотрудничеству со специалистами предприятий - членов МСА в вопросах совершенствования действующего законодательства выразили профильные Комитеты Совета Федерации и Государственной думы.

Кроме того Международный союз авиапромышленности стал инициатором создания специализированной Секции по законодательному обеспечению развития авиационной промышленности в Экспертном Совете по законодательному обеспечению национальной безопасности при председателе Государственной думы РФ, в состав которой вошли лучшие специалисты в области авиастроения - руководители ведущих предприятий и организаций авиационной промышленности Российской Федерации.

Таким образом, создан механизм, позволяющий доводить до законодательной ветви власти консолидированное мнение отрасли относительно путей ее развития и реструктуризации.

- А как к МСА относятся коллеги за рубежом?

- Уже налажены конкретные связи с аналогичными союзами Европы, США и Канады.

Во время авиасалона в Ле Бурже на встрече Т.Г. Анодиной с президентом GIFAS, господином Камю, достигнута договоренность о подписании соглашения о совместной деятельности. Решается вопрос о вступлении нашей организации в европейскую ассоциацию производителей авиационной техники АЕКМА.

Вместе с тем, состояние авиационной промышленности в России по-прежнему остается достаточно сложным, особенно в сфере серийного производства гражданских самолетов нового поколения. Это положение объясняется неудовлетворительным финансовым состоянием, а также состоянием основных фондов, как предприятий промышленности, так и авиакомпаний, переизбытком устаревших самолетов, ресурс которых продлевается и продлевается.

- Каковы, на ваш взгляд, прогнозы развития отрасли на ближайшие годы?

- По оценкам специалистов гражданской авиации, основанным на прогнозе ежегодного прироста ВВП, в ближайшие 5-10 лет пассажирооборот будет увеличиваться на 4-5 процентов в год. Для поддержания этой тенденции необходимо принятие срочных мер для качественного обновления парка авиакомпаний России. Это обусловлено также проблемой морального устаревания самолетов, большинство которых не соответствует ужесточенным международным требованиям ИКАО по шуму, экологии, что исключает возможность полетов в страны Западной Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и ведет к потере отечественными авиакомпаниями рынка международных перевозок.

За последние 10 лет производство гражданских самолетов сократилось в 12 раз, а вертолетов в 8 раз. Среднегодовой темп обновления парка магистральных самолетов сократился до 0,3 % от общей численности, что в 20 раз меньше по сравнению с мировым уровнем и составляет 4-5 машин в год. В то же время, например, "Аэрбас" и "Боинг" выпускают каждый свыше 360 самолетов в год и это в условиях жесточайшего кризиса и сокращения производства. А еще два года назад они выпускали - каждый, заметьте, более 700 машин. Тем временем, дефицит в российских авиакомпаниях воздушных судов нового поколения, отвечающих мировым стандартам эффективности и качеству авиаперевозок, неуклонно возрастает.

Такая ситуация, бесспорно, вызывает беспокойство в органах власти. В последнее время, как вы знаете, президент и правительство Российской Федерации уделяют внимание вопросам авиационной деятельности. Утверждены "Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года", одобрена "Концепция развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации", утверждена федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", неоднократно рассматривались вопросы лизинга авиационной техники. Таким образом, вроде бы, можно говорить об определенных мерах, предпринимаемых на федеральном уровне для развития отечественной авиационной техники.

Однако, всех этих мер сегодня уже недостаточно, чтобы вывести авиапромышленность из жесточайшего кризиса и всем нам придется немало поработать для того, чтобы вернуть утраченные позиции отечественному авиапрому.

Но в то, что это случится, я лично искренне верю!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка