О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бюрократы сорвали крупный авиационный контракт

Сорван контракт о поставках в Китай 15 российских самолетов нового поколения Ту-204С. Причин тому множество. Одна из них - в финансовой несостоятельности отечественного авиапрома. Другая - в безответственном отношении высших российских чиновников к выполнению международных обязательств.

По контракту, подписанному премьерами России и Китая в сентябре 2001 года, Россия должна была поставить Китаю 15 российских самолетов нового поколения Ту-204С. Лайнер способен перевезти в контейнерах международного класса 27 тонн груза на расстояние 3500 км или груз весом в 12 тонн - на 6750 км. Цена соглашения по договоренности сторон составляет коммерческую тайну. В сущности это секрет Полишинеля: на мировом рынке один абсолютно новый Ту-204С стоит $33-35 млн, и эту цифру нетрудно умножить на 15. Выполнение контракта не только дало бы российскому авиапрому деньги, но и позволило бы "зацепиться" за бескрайний китайский рынок грузовых и пассажирских авиаперевозок. А сегодня там доминируют известные западные компании - Boeing (70% всех самолетов) и Airbus (остальные 30%). Китайской стороне очень важно не зависеть от одного или двух монопольных авиаперевозчиков. Чем больше будет самолетов различных фирм в их небе, тем увереннее, эффективнее и бесперебойнее станут работать китайские авиакомпании.

Первый Ту-204 должен был появиться в Поднебесной через 18 месяцев после согласования с заказчиком "технического лица" самолета и начала финансирования работ. Прошло 24 месяца, на стапелях ульяновского завода "Авиастар-СП", где должны были выполнять китайский заказ, не выставлены даже шасси будущих "воздушных извозчиков". Почему?

Главный конструктор проекта, заместитель генерального конструктора ОАО "Туполев" Олег Алашеев назвал основной причиной задержки работ сложности с их финансированием. Китайская сторона перевела свою долю средств в российские банки, но снять деньги с безотзывного аккредитива можно будет только тогда, когда самолеты будут поставлены Поднебесной. Нужны кредиты. Западные банки требуют за них слишком большие проценты (не менее 9% годовых), которые могут съесть всю прибыль от заказа. А отечественные боятся повышенного риска кредитования родных авиазаводов, чья судьба, в том числе и ульяновского "Авиастара", часто непредсказуема - обанкротиться они могут в любой момент. "Авиастар" сейчас "воюет" с губернатором области Владимиром Шамановым, просит его реструктурировать многолетние долги за электричество и тепло, которые накопились во время дефолта и кризиса авиапрома. Тот не соглашается, грозит банкротством, и его тоже можно понять. Кто в этой ситуации рискнет своими капиталами?

- Нам нужно $50 млн на начало работ, - говорит заместитель генерального конструктора ОАО "Туполев" Олег Алашеев, - или хотя бы гарантированный график ежемесячного или ежеквартального поступления этих средств по $10-15 млн. Тогда можно закупить комплектующие, начать сборку. Только один двигатель "Роллс-Ройс" стоит $6,2 млн. Где их взять?

Вопрос, конечно, интересный. Адресовать его стоило правительству и его премьер-министру, который скрепил контракт своей подписью. И, наверное, в этот момент был прекрасно осведомлен о финансовом положении авиазавода.

Но интереснее всего то, что г-н Алашеев оптимизма не теряет. У Ту-204С уже сложившийся авторитет. Его эксплуатируют российские авиакомпании "Сибирь", "Внуково", президентская "Россия", "Кавминводы авиа", Kras Air, египетские Air Cairo, AIRREP, российско-египетская SIROCCO, известный европейский грузо-почтовый перевозчик ТНТ. Рынок грузовых перевозок в Поднебесной, говорит заместитель генерального конструктора, можно сказать, только начинает расти. Он немереный. Особенно важны для Пекина и Шанхая воздушные направления на Японию и Тайвань. И если наши самолеты в ходе первых месяцев эксплуатации проявят себя на достаточно высоком уровне, можно ждать заказов не только на 10-15 машин, но и на сто и больше. Китайские партнеры гарантируют такой опцион. Олег Алашеев считает, что встреча Михаила Касьянова с китайским премьером Цзян Цзэминем поможет сдвинуть очень важный как для России, так и для Китая проект с точки замерзания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Столичная вечерняя газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка