О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация - это техника на пределе возможного

Авиация - это техника на пределе возможного. В авиации, как в гигантском вулканическом котле, рождаются самые лучшие в мире материалы. Одновременно - самые жаростойкие, самые прочные, самые легкие. Автором многих из признанных в мире авиационных сплавов, в том числе знаменитого В-95, является лауреат Ленинской и двух Государственных премий академик Иосиф Фридляндер, которому исполняется 90 лет. За эти годы ученый успел сделать немало, в том числе неоднократно публиковался в "Известиях", которые вправе считать его своим автором. Тема беседы академика Иосифа Фридляндера с обозревателем Сергеем Лесковым - место науки в жизни страны и общества, ее боли и перспективы.

- Иосиф Наумович, в столь преклонные годы вы по-прежнему отличаетесь научной плодовитостью, вы подвижны и активны. Может быть, у вас, специалиста по авиационным материалам, есть секрет поддержания в форме и "человеческого материала"?

- В студенческие годы в МВТУ я много занимался боксом. Особенно хорош у меня был хук справа. Очень приятно, когда противник, как подрубленный, валится на ринг. Правда, и мне падать доводилось. Тренер, человек огромного роста, говорил мне: "Иосиф, брось учебу. Спорт лучше науки. Будешь сильным - никто дураком не назовет". Профессиональным боксером я не стал, но спортом продолжал заниматься всю жизнь - лыжи, волейбол, туризм.

- А ясность мышления как сохранить?

- Надо оставаться оптимистом в любой ситуации. Помню, в конце 1940-х годов из-за некачественного металла встал уральский завод, где делали сплав для бомбардировщика Ту-16. Я провел на заводе несколько месяцев, ко мне для воодушевления приставили сотрудника НКВД. Он без конца повторял: "Иосиф, сколько можно здесь торчать. Сознайся во вредительстве, я поеду к жене, а ты немного посидишь в Сибири". Я очень легко, без трагизма, относился к ситуации. Страха за судьбу не испытывал, даже весело было. Я много раз на расследование авиакатастроф летал на тех же самолетах, которые разбились. Все члены госкомиссии такого обычно избегают.

- Многие пожилые люди, в том числе ваши коллеги по Академии, клянут жизнь, падение экономики, развал науки.

- Я Чубайса и Гайдара очень уважаю. О развале науки я бы говорить не стал. У меня были близкие отношения с президентом АН Анатолием Александровым, но и нынешний президент Юрий Осипов поддерживает науку в хорошем состоянии. Проблем хватает и в государстве, и в экономике, и в науке. Но что же - голову пеплом посыпать? Нельзя руки опускать. Недавно я президенту Путину 15 минут рассказывал о проблемах авиационной промышленности. Не дело, когда "Боинг" и "Аэробас" производят по 270 самолетов в год, а мы всей Россией - только 18. Президент заметил, что у нас в отрасли лидеров нет. Я тут же назвал нужные имена. Думаю, сегодня самый реальный путь для поднятия отрасли - сотрудничество с Европой, которая заинтересована в нескольких крупных совместных авиастроительных проектах. Уже сейчас четверть силового каркаса "Аэробуса" сделана из российских сплавов. Надеемся, что через 3-4 года весь силовой каркас "Аэробуса" будет российским. С Америкой у нас сотрудничества не получится, ей наши возможности в авиации не интересны.

- В космосе интересны, а в авиации не интересны?

- Потому что в космосе Америка нуждается в наших ракетах, как раньше нуждалась в нашей космической станции "Мир". А в нашей авиации нет ничего такого, в чем США испытывали бы принципиальную потребность. К тому же мы не выдержим американских условий. В кооперации по "Боингу-777" участвуют 17 стран. Все поставки рассчитаны даже не по дням, а по часам. В случае задержки опоздавшего из проекта выбрасывают.

- 1930-1950-е годы - золотой век отечественной авиации. Вы работали со всеми нашими замечательными авиаконструкторами. Кто из них произвел самое яркое впечатление?

- Туполев. До него, кстати, все самолеты делали из дерева, а он решил перейти на алюминий. Сопротивление было страшное: леса в России - море, алюминия нет вовсе. Но у Туполева был бойцовский характер, он был исключительно настойчив. И умел, как никто, работать с людьми, он жил жизнью своего КБ, знал о проблемах каждого сотрудника. Меня удивляет, что все знают имена американских компьютерщиков, которые вышли из гаража. Но ведь наш Туполев тоже начинал в маленьком гараже!

И, конечно, Микоян. Он был очень решителен, новое схватывал даже быстрее, чем Туполев. А еще - очень властолюбивый, даже деспотичный Глушко, очень скромный и очень умный Сухой. Но прежде всего они были замечательными конструкторами.

- Ваши сплавы стоят на многих типах самолетов. В том числе иностранного производства. Как специалисту по материалам какие самолеты кажутся вам самыми надежными, какие - самыми ненадежными?

- Больше всего мне нравится летать на А-310. Но и все другие аэробусы хороши. Очень прочные машины есть и у нас - Ил-86, новый Ту-204, модернизированный Ту-154, а также Ил-96-300, если его начнут производить.

- Иосиф Наумович, какие сплавы разрабатываются сейчас в вашей лаборатории?

- Абсолютно новый сплав сделан для истребителя 5-го поколения, который конструируют на "Сухом". Еще один сплав - для самолета-амфибии КБ имени Бериева, который используют для тушения лесных пожаров. Интересный сплав придуман для топливных баков новой российской ракеты "Ангара". Но пока технологи не берут его в производство. Возьмут. Я со времен бокса всегда пробиваю свои идеи....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия - Наука». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка