Опубликовано: 30.09.2003, 09:03
 

Ил-96 вошел в пике

"Аэрофлот" отказывается поддерживать российский авиапром


Вчера Федеральный Арбитражный суд Московского округа перенес рассмотрение кассационной жалобы ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", отказывающегося заключить договор на лизинг 6 самолетов Ил-96-300 с ОАО "Ильюшин Финанс". В авиакомпании не расстроились: перенос рассмотрения дела - это еще один шанс повременить с покупкой отечественного "суперлайнера". Зато теперь с большой степенью уверенности можно говорить о том, что на российском авиапроме скоро можно будет ставить крест.

Отечественные самолеты потеряли единственное преимущество

Решение Арбитражного суда, в соответствии с которым "Аэрофлот" должен был взять в лизинг Ил-96-300, было принято еще 23 апреля этого года. Апелляцию суд отклонил, тогда "Аэрофлот" подал кассационную жалобу, рассмотрение которой вчера и перенес Московский суд. "Аэрофлот" сразу же подал апелляцию.

Истцом выступает лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Компания была создана в 1999 году специально для реализации Ил-96, а потом занялась и другими типами отечественных самолетов, в частности Ту-204. Акционерами "Ильюшин Финанс" являются НРБ, Внешэкономбанк, Минимущество и ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина".

Претензии "Аэрофлота" сводятся к тому, что Ил-96 не удовлетворяет требованиям авиакомпании по соотношению цена-качество. По различным оценкам, стоимость Ил-96-300 колеблется от 40 до 50 млн. долларов. Для сравнения, Airbus A340-300 стоит около 80 млн. долларов, а Boeing 777-200 - около 100 млн. долларов. Однако, как говорят в "Аэрофлоте", при лизинге самолетов получается, что Ил-96 обходится дороже. Зарубежные лизинговые компании могут при большой капитализации позволить себе очень низкие ставки лизинговых платежей.

Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов даже заявил, что "отечественные самолеты потеряли свое единственное преимущество - низкую цену".

Действительно, после 11 сентября 2001 года из-за глобального кризиса авиаперевозок резко снизились цены на самолеты на мировом рынке и ставки лизинговых платежей. Сейчас российские самолеты лишены единственного конкурентного преимущества - более низкой стоимости.

А недостатки остались

Зато у отечественной авиатехники остались высокие топливные и эксплуатационные расходы, более чем скромный интерьер салонов и устаревшее техническое оборудование. К новым моделям российских самолетов часто невозможно быстро получить запасные части (для сравнения, компании, обслуживающие западную авиатехнику, обещают устранить неисправность за 72 часа вместе с поставкой запчастей), в отношении новых российских самолетов система сервисного обслуживания почти не действует. Интересно, что элементы салона для новых модификаций Boeing и Airbus разрабатываются в том числе и в российских конструкторских подразделениях этих компаний. По мнению экспертов, проблемы с салоном Ил-96 объясняются тем, что этот самолет разрабатывался еще в 80-х годах прошлого века и при этом использовался советский подход к сервису и комфорту.

"Аэрофлот" тянет время

На момент подачи кассационной жалобы в "Аэрофлоте" неофициально признавали, что просто затягивают время в ожидании изменения ситуации. Директор департамента "Аэрофлота" по правовым вопросам Борис Елисеев заявил перед подачей кассации, что "как профессор Академии государственной службы при президенте России он считает, что у этого конфликта нет судебных перспектив и здесь может помочь только тщательно продуманное управленческое решение". Учитывая, что и "Аэрофлот", и "Ильюшин Финанс" контролируются государством, решение должно приниматься на государственном уровне.

На государственном уровне решение до сих пор не принято. Причин тому несколько.

С одной стороны, чиновники не хотят брать на себя смелость поставить точку в истории российского авиапрома, с другой - в правительстве понимают, что Ил-96, возможно, не принесет национальному авиаперевозчику убытки, но и прибыль с него получить навряд ли удастся. Что касается пассажира, то он, скорее всего, проголосует за западную технику, отправившись к зарубежным конкурентам "Аэрофлота". Как высказался по этому поводу начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович, "чиновники нам предлагают покупать отечественное, а сами продолжают ездить на "бумерах". Пассажир тоже хочет комфорта".

Авиапром похоронят в мае

В "Ильюшин Финанс" считают, что "Аэрофлот" должен выполнить свои обязательства, но настроены без оптимизма. Решение суда гендиректор компании "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов прокомментировал так: "По мне лучше бы дело решилось вне суда. Сегодня будет очередной этап переговоров с "Аэрофлотом" - все наши предложения у них на столе". Однако снижения стоимости самолетов, как того требует "Аэрофлот", ждать не приходится, наоборот - "стоимость растет из-за инфляции". От дальнейших комментариев Александр Рубцов отказался, сославшись на очень непростой характер переговоров с "Аэрофлотом".

В то же время президент НРБ Александр Лебедев официально озвучил возможность выхода из проекта "Ильюшин Финанс". Как заявил Лебедев ГАЗЕТЕ, "если "Аэрофлот" не будет брать Ил-96, то мы не видим никакой перспективы у "Ильюшин Финанс". Лебедев не исключил, что будет принято решение о самоликвидации компании.

По мнению Лебедева, "уже в мае авиапром можно будет "хоронить".

Между тем во всем мире пассажиры летают на Airbus и Boeing, а не на Ил-96 и Ту-204. Потеря Россией авиапрома ударит прежде всего по сотням тысяч работников авиастроительных заводов. Это понимают и в правительстве. Поэтому рассматривают еще один вариант сохранения рабочих мест: сборка западных самолетов в России - так, как это сейчас происходит в автомобильной промышленности. В последние несколько лет наряду с ростом таможенных пошлин все больше крупных автомобильных концернов открывают сборочные производства в России. В авиапроме можно поступить еще проще: оснащать русские планеры западными двигателями, бортовыми системами и салонами.

Справка

Ил-96-300 - пассажирский дальнемагистральный самолет. Был разработан в 1978 году. В 1983 году закончилась разработка комплекса бортового оборудования. Первый полет опытный самолет выполнил 28 сентября 1988 года. В декабре 1992 года он получил сертификат летной годности. Первые поставки начались в 1993 г. Выпускается серийно на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО). Сейчас планируется достроить шесть пассажирских самолетов для "Аэрофлота" и построить два грузовых самолета для авиакомпании "Атлант-Союз". Дальнейших перспектив у проекта нет. На предприятии сейчас работают 11 тысяч человек.

Ил-96-300 в обмен на таможенные льготы

В 1999 году было подписано инвестиционное соглашение между лизинговой компанией "Ильюшин Финанс" и "Аэрофлотом". В обмен на таможенные льготы "Аэрофлот" обязался закупить шесть самолетов Ил-96-300. Тогда самолеты стоили примерно 45 млн. долларов, и это было значительно дешевле зарубежных аналогов. Но затем "Аэрофлот" потребовал изменения комплектации лайнеров, а потом и вовсе дал понять, что не хочет этой сделки. Дело в том, что за прошедшие годы Ил-96 подорожал, а его западные конкуренты подешевели. Стоимость лизинговых платежей возросла с 290 тысяч долларов в месяц до 300 тысяч долларов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 сентября 2003 года | Дайджест публикаций за 30 сентября 2003 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Аэрофлот - российские авиалинии, Ил-96-300, Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Ильюшин Финанс Ко., Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Ту-204-100, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Авиационная промышленность, Лебедев Александр, Елисеев Борис, Рубцов Александр, Окулов Валерий (в процессе тестирования)