О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ни взрывного устройства, ни человека-амфибии на борту не было"

Вчера "Ъ" стали известны новые подробности катастрофы со стратегическим бомбардировщиком Ту-160, которая произошла 18 сентября в Саратовской области. По данным "Ъ", комиссия по расследованию причин катастрофы "Михаила Громова" отказалась от первоначальной версии, что причиной трагедии стал пожар в двигателях. Возможно, катастрофа произошла из-за разрушения воздухозаборника левой двигательной спарки. Ее элементы попали в двигатели, а также разрушили неповоротную часть стабилизатора крыла. А губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков заявил, что причиной трагедии "Михаила Громова" могло стать преднамеренно заложенное взрывное устройство. Расследующая дело прокуратура Приволжско-Уральского военного округа (ПУВО) пока не торопится подтверждать эти сведения.

"Ъ" подробно писал об обстоятельствах катастрофы стратегического бамбардировщика Ту-160 "Михаил Громов", которая произошла 18 сентября. Ту-160 выполнял контрольный полет после замены одного из двигателей НК-32 и разбился через 37 минут после взлета.

Как стало известно "Ъ", замена двигателя была связана с тем, что прежний двигатель "застружил" - на профессиональном сленге это означает, что в масляную систему двигателя попала металлическая стружка. Избавиться от нее невозможно, поэтому двигатель просто меняют, отправляя неисправный на капремонт. Характерно, что до этого никаких особых проблем с "Михаилом Громовым" не было. Самолет успешно участвовал в учениях в Индий-ском океане, а также был сопровождающим аналогичного стратегического бомбардировщика, на котором вторым пилотом на Камчатку летал глава Минобороны Сергей Иванов.

Замена "застружившего" двигателя была осуществлена непосредственно в энгельс-ском полку дальней авиации. При этом присутствовали специалисты самарского ОАО "Моторостроитель", на котором выпускается НК-32.

Уже известно, что после взлета "Михаил Громов" набрал высоту 1200 метров, а в момент начала пожара в одном из двигателей находился на высоте 800 метров. Взрыв, приведший к катастрофе, произошел через 14 сек. после начала пожара.

Тот факт, что в двигателе произошел пожар, на первом этапе и стал причиной появления версии о том, что именно возгорание привело к катастрофе. Однако, как выяснил "Ъ", в настоящее время данная версия уже не рассматривается как наиболее вероятная. В ходе расследования, информация о результатах которого засекречена приказом Минобороны, выяснились весьма любопытные детали. Как стало известно "Ъ", еще до пожара в двигателе у "Михаила Громова" разрушилась неповоротная часть стабилизатора крыла. Она была обнаружена в степи отдельно от основных обломков. А через 2,5 км в степи были обнаружены элементы воздухозаборника двигательной спарки. По данным "Ъ", именно этот воздухозаборник ремонтировался за несколько недель до катастрофы. Его пришлось менять, так как металл начал коррозировать. Была ли произведена замена воздухозаборника правой двигательной спарки, не известно. Но, так или иначе, во время полета из-за плохого закрепления элементов мог разрушиться либо отремонтированный, либо старый воздухозаборник. Попавшие в двигатели детали и привели к пожару.

Также не совсем понятна последовательность разрушения самолета. Не исключено, что причиной разрушения воздухозаборника стал удар отвалившейся неповоротной части стабилизатора крыла (в момент начала пожара самолет снизился с 1200 до 800 м). Или наоборот - отвалившиеся части воздухозаборника разрушили часть стабилизатора и одновременно попали в двигательную установку, что привело к пожару. В любом случае после начала пожара взрыва было не избежать - топливные баки Ту-160 находятся в крыльях, и в данном случае они были полные.

Параллельно появлению этой версии губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков вчера на своей пресс-конференции сделал очень неожиданное заявление. По словам господина Аяцкова, причиной катастрофы Ту-160 могло стать преднамеренно заложенное взрывное устройство. "Основанием для такого утверждения служит характерное разрушение основной титановой балки самолета. В практике крушений самолетов, чтобы была перебита титановая балка, не было. В этом случае она перебита внешним взрывом. Что послужило его причиной - остается загадкой", - заявил губернатор. Господин Аяцков также сказал: "С самого начала было известно время полета - 40 минут, но в реальности он длился 44 минуты, таким образом, самолет находился в воздухе лишних четыре минуты. Если бы не они, то взрыв мог бы произойти на взлетной полосе. Самолет падал 18 секунд с высоты 1 200 метров, то есть 66 метров в секунду. Команда "катапультироваться" была за 4,7 секунды до взрыва. Экипажу не хватило одной секунды, чтобы спастись. Чисто теоретически закладки взрывного устройства я не исключаю. Непонятен только внешний взрыв. Что это было? Ракета - маловероятно, закладка - возможно, конструктивная неполадка - возможно".

Старший помощник военного прокурора ПУВО Владимир Капралов сказал "Ъ", что "про бомбы, снаряды и человека-амфибию", которые могли бы быть на борту ТУ-160, ему абсолютно ничего не известно. "Руководство военной прокуратуры однозначно высказалось, что никаких взрывных устройств на борту не было. Мне к этому добавить нечего, - подчеркнул Владимир Капралов. - Человеку свое мнение высказывать не запретишь, и если у саратовского губернатора есть такие данные, пусть обнародует источник, и мы их проверим.

Что же касается технической версии, то Владимир Капралов сказал, что на месте трагедии в Советском районе Саратовской области все еще работает следователь из прокуратуры округа. "Пока он не прибудет и не доложит ситуацию военному прокурору, мы не можем подтверждать или опровергать то, что случилось на Ту-160", - сказал помощник прокурора.

Пока расследование продолжается, "Ъ" стало известно о том, что экипажу погибшего Ту-160 посмертно будут присвоены государственные награды. Командир экипажа Юрий Дейнеко посмертно получит звание Героя России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка