О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

20 лет со дня первого полета Ан-74

20 лет назад в небо впервые поднялся первый самолет Ан-74. Об этом говорится в пресс-релизе Авиационного научно-технического комплекса им. О.Антонова, который поступил в "Спейс-Информ".

Самолет Ан-74 в то был предназначен для обеспечения научно-исследовательских работ, ведения ледовой разведки и транспортных перевозок в Арктике и Антарктиде, а также для коммерческих грузовых перевозок на авиалиниях средней протяженности во всех климатических зонах при температурах от -60 град до +45 град С при максимальной нагрузке в 7,5 т. Разработанный на базе военно-транспортного Ан-72, Ан-74 унаследовал высокие летно-технические характеристики своего предшественника, возможность автономной эксплуатации на грунтовых ВПП, выполнение полетов с крутыми траекториями и укороченными взлетом и посадкой. Высокое расположение турбореактивных двухконтурных двигателей Д-36 серии 2А практически исключает попадание в воздухозаборники посторонних предметов на взлете и посадке даже при эксплуатации на га-лечных аэродромах.

Помимо выполнения регулярных рейсов, Ан-74 часто справлялся с задачами, которые другим самолетам были просто не под силу. Cвое первое "боевое крещение" Ан-74 получил в марте 1986 г., когда едва не закончился трагедией переход группы советских лыжников под руководством Д.Шпаро от станции СП-26 к станции СП-27 через полюс Недоступности. Подвижки льдов образовали широкие разводья, и в борьбе со стихией все 11 путешественников получили обморожения. Со станции СП-27 их предполагалось эвакуировать на самолете. Однако льды уничтожили и посадочную площадку, оставив от нее осколок длиной всего 600 м. Работавшие в Арктике Ил-14 и Ан-26 не могли приземлиться на такой площадке, а вертолеты и Ан-2 были просто не способны долететь до станции. Было принято решение использовать для спасательной операции Ан-74. Это было серьезное испытание, которое самолет выдержал с честью. Преодолев расстояние в 1650 км до места назначения, экипаж совершил предельно точную посадку - летчикам понадобилось всего 300 м пробега! Взлет и дорога обратно обошлись также без происшествий. Не раз после этого Ан-74 на "отлично" сдавал экзамены в условиях низких температур. Самолет признали и оценили не только советские полярники, но и жители Севера.

Большую роль сыграл Ан-74, доставляя продукты питания, сборные домики, палатки и многие другие жизненно важные грузы в армянские города Ленинакан и Спитак, которые сильно пострадали от землетрясения в 1989 г.

В августе 1991 г. в биографии "семьдесятчетверки" произошло важное событие. Решением специальной Комиссии при Совете Министров СССР АНТК им. О.К.Антонова был выдан сертификат типа на самолет Ан-74.

Показав свои непревзойденные возможности, Ан-74 привлек к себе внимание многих заказчиков. В 1992 г. было принято решение о разработке на базе сертифицированного самолета Ан-74 конкурентоспособных модификаций различного назначения. Один за другим появились несколько вариантов машины, расширившие диапазон ее применения. Самолет был оснащен усовершенствованным аэронавигационным оборудованием, обеспечившим полеты по международным воздушным трассам. На грузовых самолетах Ан-74-200, Ан-74Т-100 и Ан-74Т-200 была увеличена взлетная масса с 34, 8 до 36,5 т, а масса полезной нагрузки - до 10 т. На Ан-74Т-100/-200А длина грузовой кабины увеличена до 10.5 м. Основное отличие этих модификаций от базового варианта заключается в использовании двигателей Д36 более совершенной серии 3А, что повысило возможности использования самолета при повышенных температурах и на высокогорных аэродромах.

Для эксплуатации на линиях, на которых в одном направлении осуществляется доставка пассажиров, а в обратном - грузов, или же виды перевозок периодически меняются, были созданы самолеты Ан-74ТК-100, Ан-74ТК-200. Эти самолеты могут перевозить до 52 пассажиров или до 10 т грузов. По желанию заказчика, кабина экипажа может оборудоваться на четыре (Ан-74ТК-100) и на два человека (Ан-74ТК-200). Переоборудование из грузового в пассажирский вариант и обратно может осуществляться в линейном аэропорту силами экипажа менее чем за 2 часа. В мире нет других самолетов такого класса.

Эти модификации Ан-74 сертифицированы по Нормам летной годности самолетов НЛГС-2, НЛГС-3 и по шуму на местности на соответствие требованиям гл.З Приложения 16 IСАО, а потому могут эксплуатироваться без ограничений.

В 2001 г. семейство самолетов Ан-74 пополнилось новой модификацией - грузопассажирским самолетом Ан-74ТК-300. Он оснащен новыми двигателями Д-36 серии 4А, размещенными на пилонах под модернизированным крылом, новым пилотажно-навигационным оборудованием, отвечающим самым современным международным требованиям и позволяющим выполнять полеты по всему миру без ограничений, а также модернизированными бортовыми системами и оборудованием, поднимающими комфорт в пилотской кабине и в салоне на качественно новый уровень. Самолет принимает на борт до 52 пассажиров и со скоростью 725 км/ч может доставить их на дальность 3450 км. В грузовом варианте самолет перевозит до 10 тонн полезной нагрузки.

Ан-74ТК-300 отличается от предыдущих модификаций повышенной скоростью полета, экономичностью перевозок и уровнем комфорта. Он соответствует современным требованиям по уровню шума, выбросу вредных веществ в атмосферу, точности навигации и самолетовождения. Благодаря этому самолет может эксплуатироваться на воздушных трассах во всем мире без ограничений. Это право подтверждается Сертификатом типа на Ан-74ТК-300, выданным АНТК им. О.К.Антонова 24 декабря 2002 г. Сертификация самолета была проведена объединенной комиссией экспертов Авиарегистра МАК и "Укравиатранса" с участием экспертов Сертификационных Центров ГосНИИГА, ЛИИ им.М.М.Громова, ЦАГИ и "Аэронавигации".

Еще одним важным свойством Ан-74ТК-300 являются открывающиеся возможности повышения взлетной массы в условиях жаркого климата и высокогорья. Это существенно повышает уровень конкурентоспособности самолета и расширяет рынок его сбыта. Интерес к самолету проявляют авиакомпании России, Украины, Китая и других стран.

Ан-74ТК-300 является в настоящее время единственным современным реактивным самолетом разработки стран СНГ, способным эффективно эксплуатироваться как на региональных маршрутах, так и на линиях средней дальности.

Самолеты семейства Ан-74 несут сегодня службу и на море. На основе Ан-72 был разработан самолет патрульной службы Ан-74МП-300. Он обеспечивает несение морской патрульной службы и обнаружение нарушителей в прилегающей к побережью зоне днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Серийным производителем самолетов семейства Ан-74 и постоянным партнером АНТК им. О.К.Антонова по этой программе является Харьковское Государственное Авиационное Производственное Предприятие.

В настоящее время в странах СНГ развивается рынок административной авиации. Все больше компаний заинтересованы в приобретении самолетов бизнес класса. Проведенные специалистами АНТК им. О.К.Антонова маркетинговые исследования показало, что из разработок предприятия наиболее близкими к потребностям этого рынка являются салонные варианты самолетов семейства Ан-72/74. Работая в контакте с потенциальными заказчиками, специалисты "Антонов" создали Ан-74VIP - административный самолет новых возможностей. Концепция такого самолета основана на сочетании комфорта в салоне, отвечающего наивысшим требованиям, и наличия дополнительного отсека, который может быть использован как для перевозки группы сопровождающих лиц, так и для перевозки крупногабаритных грузов (например, автомобиля).

Многие технические решения по повышению комфорта пассажиров отработаны на новой пассажирской модификации самолета Ан-74 на 44 места, поступившей в экс-плуатацию в авиакомпанию "Авиалинии Антонова". Эта модифика-ция отличается от предыдущих наличием двери-трапа, установленной взамен обычной двери по левому борту, пассажирскими креслами экономического класса, новой высокоэффективной теплозвукоизо-ляцией, буфетом увеличенной вместимости, дополнительным быто-вым оборудованием, комфорта-бельным туалетом водо-вакуумной системы фирмы MAN (Германия).

В 2002 г., по заказу РАО "Газпром", был изготовлен санитарный вариант Ан-74, названный Ан-74ТК-100С. Новая машина предназначена для перевозки двух лежачих больных в сопровождении 4 медицинских работников, а также 6 пассажиров в VIP-салоне. С коммерческой нагрузкой 2 т Ан-74ТК-100С имеет дальность полета свыше 4000 км и крейсерскую скорость - 600-700 км/ч. Бортовое оборудование позволяет выполнять полеты на всех воздушных трассах мира. В отличие от самолетов-аналогов западного производства, Ан-74ТК-100С может выполнять свои функции на расширенной сети аэродромов, в том числе на грунтовых, галечных и заснеженных.

Учитывая постоянное расширение индивидуальных требований владельцев авиационной техники, АНТК предлагает заказчикам ряд новых компоновок бизнес самолетов семейства Ан-74. При этом, предлагается производить модификации в VIP-варианты самолетов, находящихся в эксплуатации. Все модификации самолетов, выполняемые на АНТК имени О.К.Антонова, соответствуют нормам летной годности, что является гарантией их безопасности и надежности.

Ан-74, впервые поднявшийся в небо 20 лет назад, стал основой для создания десятков модификаций, базой для разработки многих новых вариантов. Его последователи хорошо известны на воздушных трассах мира. Они выполняют перевозки на авиалиниях средней протяженности во всех климатических зонах при различных погодных и климатических условиях, доставляя пассажиров и различные грузы, в том числе и в труднодоступные районы. Они обеспечивают проведение научно-исследовательских работ и ледовой разведки в Арктике и Антарктиде, круглосуточно патрулируют морские прибрежные зоны. Высокий потенциал и уникальные возможности этих машин позволяют с уверенностью заявлять, что у них есть будущее, и самолеты семейства Ан-74 еще не раз принесут пользу людям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аэрокосмический портал Украины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка