О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Подземные стражники неба

Семь дверей приходится преодолеть, чтобы попасть в техническую зону Центрального командного пункта ВВС. Сюда по закрытым и открытым каналам связи стекается подробная информация обо всем происходящем в огромном небе России. Здесь принимаются первые решения по пресечению нарушений Государственной границы и противоправных действий на летательных аппаратах всех типов.

Скоростной лифт срывается в бездну. В первые мгновения ощущается легкая невесомость. От скорости и перепада высоты слегка закладывает уши, затем начинает ощущаться недостаток свежего воздуха. Примерно через полминуты начинается плавное торможение. Распахивается дверь лифта на глубине более 100 метров под землей в полумраке кажущегося бесконечным (длиной более километра) коридора.

- Техническая зона ЦКП (бетонный бункер) - сложное инженерное сооружение, - говорит начальник ЦКП - заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевому управлению генерал-майор Ахат Асадуллин, - по принципу строения и конструкции напоминающее станцию метро и орбитальную космическую станцию одновременно. Полезная площадь сравнима с пятью футбольными полями. Здесь уникально все - от двухтонных герметичных дверей, отделяющих отсеки и открывающихся небольшим усилием руки, до современных автоматизированных систем управления войсками. Основной модуль технической зоны - просторное помещение главного зала боевого управления. Тут размещаются автоматизированные рабочие места дежурного генерала и его ближайших помощников. На мониторах компьютеров, планшетах, различных табло и огромном экране (по размерам сравнимом с экраном кинозала) условными значками в реальном времени наносится обстановка в воздушном пространстве страны и вблизи ее границ.

Начальник ЦКП пояснил, что в мирное время ЦКП ВВС предназначен для обеспечения непрерывного управления дежурными силами ВВС. На него возложены важные задачи, в частности: контроль за поддержанием установленной степени готовности дежурных по ПВО сил и средств; непрерывное ведение радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки с целью своевременного вскрытия подготовки или начала воздушного нападения; ведение радиолокационного контроля за полетами воздушных судов и оказание помощи им в случаях возникновения в полете чрезвычайных обстоятельств. С ЦКП также ведется управление специально назначенными дежурными по ПВО, силами и средствами видов Вооруженных Сил, а также дежурными силами и средствами государств - участников СНГ при решении задач по охране Государственной границы России в воздушном пространстве.

Официально днем создания ЦКП ВВС принято считать 4 октября 1938 года, когда при управлении ВВС был создан 7-й отдел авиадиспетчерской службы, ставший прообразом нынешнего ЦКП ВВС. Строительство же подземного сооружения ЦКП началось в 50-х годах прошлого века одновременно с его организацией. В 1962 году Московским Метростроем строительство было завершено. Основная часть ЦКП расположена в подземном многоуровневом сооружении, оснащенном средствами связи, автоматизированными системами управления, вычислительными средствами и системами жизнеобеспечения, позволяющими при необходимости не одну неделю выполнять задачи по предназначению в полной изоляции от внешнего мира. При этом максимальная расчетная численность личного состава, выполняющего задачи в подземном укрытии, может достигать порядка тысячи человек. Одна из местных достопримечательностей - самый глубокий символический пограничный столб.

ЦКП ВВС - основной пункт управления, с которого главнокомандующий ВВС в мирное и военное время осуществляет руководство Военно-воздушными силами, при этом ему совсем не обязательно находиться все время под землей в технической зоне.

Знакомя с особенностями службы своих подчиненных, начальник ЦКП рассказал, что в мирное время на командном пункте дежурным боевым расчетом осуществляется круглосуточное боевое дежурство. В состав расчета входят ответственные за направления на войска и начальники дежурных смен. Возглавляет расчет дежурный генерал ЦКП. Именно дежурному генералу предоставлено право первым оценивать обстановку и принимать решение на применение дежурных по ПВО сил и средств. Его по праву можно назвать основным действующим лицом в составе дежурного боевого расчета ЦКП.

Анализ несения боевого дежурства за прошедший год показал, что напряженность работы по охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве остается высокой, а по отдельным показателям в сравнении с 2001 годом она возросла на 30 - 50 процентов. В частности, в 2002 году в ходе боевого дежурства была обработана радиолокационная информация более чем по 150.000 воздушным объектам, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2001 года. Было обнаружено и проведено около 1.000 боевых самолетов иностранных государств, в том числе более 350 самолетов-разведчиков. Для пресечения возможного вторжения в воздушное пространство страны по команде дежурного генерала около 600 раз экипажи истребительной авиации приводились в готовность номер один, почти 200 раз - расчеты зенитных ракетных войск, а радиотехнических войск - более 2.500 раз. До 10 раз поднимались в воздух дежурные экипажи для пресечения противоправных действий в воздушном пространстве России.

Не прекращаются случаи нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. В прошлом году было выявлено более 40 подобных нарушений. Например, 24 мая 2002 года самолет Ан-12, принадлежащий российской авиакомпании "Аэрофрахт", выполнявший рейс по маршруту Стамбул - Домодедово, пересек Государственную границу без заявки и уведомления органов ВВС и ПВО, чем нарушил статью ? 31 Закона "О Государственной границе РФ" и порядок использования воздушного пространства. Несмотря на то, что органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОВД) Российской Федерации самолету-нарушителю был запрещен вход в воздушное пространство РФ, командир воздушного судна все же пересек Государственную границу. Дежурный генерал ЦКП ВВС принял решение на изменение маршрута полета нарушителя и принуждение его к посадке. В этих целях с аэродрома в Курске был поднят дежурный истребитель МиГ-29. Своими действиями командир транспортного Ан-12 подверг опасности жизнь экипажа и нанес материальный ущерб государству в несколько десятков тысяч долларов. К сожалению, в настоящее время отсутствует практика привлечения подобных нарушителей к материальной ответственности.

За шесть дней до этого, 18 мая 2002 года, самолет Ан-12, управляемый экипажем под руководством этого же командира - Буримова, при выполнении полета по маршруту Домодедово - Анкона (Италия) допустил аналогичное нарушение (полет без заявки и уведомления органов ВВС и ПВО). Решением дежурного генерала ЦКП ВВС воздушное судно было возвращено на аэродром вылета.

30 октября 2002 года в зоне ответственности Самарского ЗЦ ЕС ОВД прошел сигнал "захват воздушного судна" от самолета, следовавшего по маршруту Крайний (Байконур) - Чкаловский. Решением дежурного генерала ЦКП ВВС самолет был направлен на аэродром Иваново. К счастью, сигнал оказался ложным. Вот всего несколько примеров ежедневной напряженной и ответственной службы личного состава ЦКП ВВС. За мужество, воинскую доблесть и высокую выучку ЦКП ВВС был недавно награжден Вымпелом министра обороны Российской Федерации.

...Вновь на рассвете звучат волнующие слова боевого приказа: "...На охрану Государственной границы в воздушном пространстве Российской Федерации заступить..." Под звуки Государственного гимна России очередная дежурная смена "погружается" в бетонные недра ЦКП. На протяжении суток им предстоит напряженная работа по сбору и анализу информации о происходящем в небе России в целях обеспечения безопасности и мирной жизни граждан России. Боевая работа продолжается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка