О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Русский пилот не вписался в японское небо

С тяжелой аварии началось международное авиашоу Aerobatics Japan Grand Prix, открывшееся вчера в японском городе Мотэги. Российский пилот-спортсмен Александр Кротов, выполняя показательный полет на Су-26МЗ, врезался в ограждение, чудом не задев никого из тысяч зрителей, и оказался в реанимации. Коллеги летчика считают, что пострадал он, скорее всего, по собственной вине.

Одноместный спортивно-пилотажный самолет Су-26 (и его основные модификации) создан в ОКБ имени Павла Сухого в 1985 году для выполнения наиболее сложных комплексов фигур высшего пилотажа. Является одним из лучших в мире самолетов для обучения, тренировки и участия летчиков в соревнованиях по высшему пилотажу и показательных выступлениях. Отличительные качества Су-26 - высокая маневренность и повышенная прочность конструкции, позволяющая использовать высокие перегрузки. С 1986 года на Су-26 завоевано более 150 медалей на чемпионатах мира и Европы, из них более 90 золотых. Самолет имеет длину 6,83 м и размах крыла 7,8 м. Максимальный взлетный вес - 835 кг. Максимальная скорость горизонтального полета - 310 км/ч, наибольшая дальность - 800 км, практический потолок - 4000 м. Су-26М эксплуатируется в РФ, США, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Испании, ЮАР.

35-летний Александр Кротов выполнял сравнительно простую фигуру - так называемый перевернутый полет. "В принципе перевернуть самолет вокруг горизонтальной оси на 180 градусов и полететь дальше вверх шасси может даже не испытатель или спортсмен, а обычный, средне-строевой летчик,- объясняют коллеги господина Кротова.- Но - только на большой высоте, поскольку точность пилотирования у человека, находящегося вверх ногами, сильно снижается". Трюком, который хотел продемонстрировать японским зрителям господин Кротов как раз и был низкий перевернутый полет.

Однако воздушный ас, видимо, увлекся: пролетая на высоте всего около 7 м над землей, он не вписался в габарит между осветительными мачтами и задел левым крылом одну из опор. В итоге легкий одномоторный самолет потерял управление и врезался в ограждение стадиона, над которым происходили полеты. Скорость Су-26МЗ в этот момент, к счастью, была сравнительно невелика - всего около 200 км/ч, поэтому российский пилот остался жив, хотя и получил тяжелейшие травмы. Александра Кротова с многочисленными переломами и разрывом легкого пришлось на вертолете отправлять в реанимацию.

Господин Кротов, представляющий на авиашоу команду российского ОКБ Сухого,- опытнейший российский пилот, которого без преувеличения можно назвать представителем летно-спортивной элиты мирового уровня. Его летный стаж превышает 1700 часов. Российский спортсмен завоевывал призовые места практически во всех международных соревнованиях, в частности в том же Мотэги, а несколько раз становился абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Последнюю золотую медаль Александр Кротов получил на прошлогоднем авиашоу в американском Лейкленде.

"Однако пилотам, допустившим столкновение с землей, не смотря ни на какие заслуги, бронзовые памятники не ставят,- сказал Ъ генерал-лейтенант авиации в отставке Александр Осипенко.- Потому что снижение до высоты 7 м, тем более над стадионом, где собралось две тысячи зрителей называется разгильдяйством. Во всяком случае, заложить такую высоту в программу полетов мог только идиот. Скорее всего, это была "инициатива" самого спортсмена. Хорошо еще, что наш Су-26МЗ во время аварии не выскочил за отсеченные рубежи зоны пилотирования и не угробил никого из зрителей".

Катастрофы на авиашоу

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета в Ле-Бурже разбился самолет Ту-144. Лайнер пытался повторить маневр самолета Concorde: он прошел над взлетной полосой и начал резко подниматься вверх. На высоте 1200 м "Ту" внезапно перешел в отвесное пикирование. Погибли шесть членов экипажа и семь жителей городка Гуссенвиль, 28 человек были ранены. Эксперты заявили, что авария произошла из-за сбоя одного из блоков системы управления.

8 июня 1989 года во время показательного полета истребителя МиГ-29 на авиашоу в Ле-Бурже в воздухозаборник правого двигателя попала птица. Летчик катапультировался с высоты 90 м, однако остался жив.

9 сентября 1990 года на аэродроме Сальгареда недалеко от Венеции на авиашоу врезался в землю истребитель Су-27. Во время демонстрационного полета на авиашоу при выходе из петли летчик-испытатель ЛИИ имени Громова почти выровнял самолет, однако не смог справиться с возникшей просадкой истребителя по высоте. Погибли летчик и сотрудник службы охраны.

24 июля 1993 года на авиашоу в Фэйфорде (Великобритания) столкнулись два истребителя МиГ-29. Выполняя двойную петлю, пилоты не рассчитали точку сближения. Обоим пилотам удалось благополучно катапультироваться. Причиной столкновения признана ошибка летчиков.

21 июня 1997 года на международном авиашоу в аэропорту Братиславы (Словакия) при посадке четверки истребителей пилотажной группы ВВС РФ "Русские витязи" не выпустилось шасси у одного из самолетов Су-27. Летчик сумел посадить самолет на брюхо. Пострадавших не было.

12 июня 1999 года в день открытия 43-го Парижского авиасалона в зоне показательных полетов аэропорта Ле-Бурже разбился многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Летчики катапультировались. Причиной аварии стала ошибка пилотов, не рассчитавших высоту вывода самолета из штопора.

14 марта 2001 года на севере Перу разбился МиГ-29. Авиакатастрофа произошла, когда военные демонстрировали группе перуанских парламентариев летные качества этих боевых машин перед их закупкой. Пилоту, который был признан виновником катастрофы, удалось катапультироваться.

27 июля 2002 года на авиашоу на аэродроме Скнылив во Львове Су-27УБ, выполняя фигуру высшего пилотажа, упал на зрителей. Больше 80 человек погибли, около 100 попали в больницу. Летчики успели катапультироваться и остались живы. Причинами катастрофы комиссия назвала ошибку экипажа Су-27.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка