Опубликовано: 18.11.2003, 10:14
 

Аэропорты поселков Кавалерово и Дальнегорск (Приморский край) отмечают свое 60-летие


Аэропорты приморских поселков Кавалерово и Дальнегорск отмечают свое 60-летие. В ноябре 1943 года приказом начальника Дальневосточного территориального управления ГВФ были образованы посадочные площадки Кавалерово и Тетюхе-Горбуша (Дальнегорск) для обслуживания расположенных в этом районе рудников. Еще раньше, в 1936 году был открыт маршрут Иман (Дальнереченск) - Сидатун (Мельничное), главной задачей которого стало обслуживание расположившегося в глухой тайге рудника Сидатун. Рейсы выполнялись на перкалевых "этажерках" - самолетах По-2.

Началась война, и фронт потребовал резкого увеличения выпуска свинца и олова, поэтому было принято решение связать с "большой землей" по воздуху отдаленные поселки Тетюхе (Дальнегорск) и Кавалерово, где тоже велась добыча свинца и олова. Использовать автодороги в то время было практически невозможно ввиду почти полного отсутствия этих самых автодорог. Обеспечение перевозки породы со стратегическими металлами взяли на себя По-2 246 авиаотряда (аэропорт "Озерные ключи" в пригороде Владивостока). Маломощные "кукурузники" возили на себе олово и свинец до железной дороги! Сейчас это может показаться странным, но тогда это был подвиг, о котором сейчас мало кто знает. Статистика же четко зафиксировала: каждая третья тогдашняя пуля в СССР была отлита из приморского свинца!

Послевоенные пятилетки и дальнейшее развитие горнорудной промышленности в этом районе способствовали и развитию местных аэропортов. К сожалению, сложный горный рельеф в окрестностях Дальнегорска вынудил перенести аэропорт на новое место, но и здесь могли приземляться лишь самолеты типа Ан-2 и вертолеты всех классов, чем сразу же воспользовались геологи.

По-иному сложилась судьба соседнего аэропорта Кавалерово. Широкая горная долина, в которой расположились поселок и аэропорт, сделала возможной строительство фактически нового аэропорта на том же месте. В 1973-76 гг. за счет местных горнорудных предприятий была выложена новая 1300-метровая асфальтовая взлетно-посадочная полоса, на которую 30 декабря 1976 г. впервые приземлился реактивный Як-40, а уже со 2 января 1977 г. он начал регулярные перевозки пассажиров между Кавалерово и Владивостоком. В 1978 г. Як-40 связал Кавалерово с Хабаровском. Из Дальнегорска и Ольги специально под расписание самолетов подстыковали автобусы. В течение трех лет вдоль ВПП был сооружен первоклассный для гаваней такого ранга аэропорт. Шесть ежедневных рейсов Як-40 на Владивосток и два ежедневных - на Хабаровск, ежедневный рейс Ан-2 по маршруту Уссурийск - Арсеньев - Кавалерово - Дальнегорск. Благодаря этому в конце 70-х - начале 90-х годов аэропорт Кавалерово ежегодно обслуживал более 100 тысяч пассажиров, уступая в этом только Владивостоку. Здесь же обосновалась и база по обслуживанию геологов и лесников.

Новые экономические условия поставили аэропорт Кавалерово на грань выживания, а Дальнегорск лишили всякой перспективы. Убыточные местные линии потребовали нового подхода со стороны властей и авиаторов. Теперь местная авиагавань является муниципальной собственностью. Благодаря совместной заинтересованности удалось сохранить всю наземную инфраструктуру и хоть как-то осуществлять рейсы Як-40. Но время берет свое. Главные воздушные ворота "приморских северов" нынче нуждаются в серьезной реконструкции. Этот объект имеет слишком большое стратегическое значение, чтобы его можно было забыть.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 ноября 2003 года | Дайджест публикаций за 18 ноября 2003 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-2, Як-40 (в процессе тестирования)