О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Индостан: "Сухие" вошли в штопор

Информационное агентство Reuters со ссылкой на индийскую газету "Санди экспресс" передало тревожную информацию: Индия отказалась принять новую партию истребителей российской холдинговой компании "Сухой", поскольку "в сделанных ранее закупках часто возникают неполадки в двигателе". По данным газеты, индийские вооруженные силы даже предложили Министерству обороны приостановить дальнейшие выплаты занимающейся экспортом оружия компании "Росвооружение".

У индийских СМИ и парламентариев уже были большие претензии к российским самолетам. В течение 1990-х годов разбилось почти 200 МиГ-21 индийского лицензионного производства. Всего в индийских ВВС их насчитывалось более 1200. К расследованию были привлечены российские специалисты. Выяснилось, что МиГ-21, требующий умелого пилотирования, часто использовался в качестве учебного самолета, и большинство катастроф произошло по вине молодых летчиков и курсантов. Что касается технических неисправностей, то во многих случаях причиной стали некачественные запчасти, приобретенные по дешевке в Восточной Европе.

Еще одна причина - ремонт и модернизация без участия специалистов корпорации "МиГ". Причины устранили, и катастрофы прекратились.

Сегодня речь может идти только о самом крупном в истории российско-индийского военно-технического сотрудничества контракте - поставке 32 истребителей Су-30МКИ и лицензионном производстве еще 140 машин с правом реэкспорта. Стоимость контракта - 3 млрд. долл. Первая партия из 10 самолетов была поставлена в 2002 году, в октябре 2003 года индийцы приняли 8, до конца года должны были получить еще 4, а в 2004-м - оставшиеся 10 машин. Понятно, что такой контракт находится на особом государственном контроле.

Единственная катастрофа с самолетами этого типа случилась на авиасалоне в Ле Бурже в 1999 году, когда Су-30МК во время тренировочного полета при выходе из пикирования коснулся хвостом земли. Была повреждена система подачи топлива и возник пожар. Тем не менее самолет, прежде чем рухнуть, еще набрал высоту 40 метров. Летчики Аверьянов и Шендрик благополучно катапультировались. Катастрофа лишний раз подтвердила высокую живучесть машины и никак не повлияла на заключение индийского контракта.

Нечестная конкуренция или дыма без огня не бывает?

Настораживает, что до Нового года осталось всего две недели, а последняя партия истребителей пока еще на заводе в Иркутске и не поставлена в Индию, как требует того контракт. Но пресс-секретарь корпорации "Иркут" Елена Федорова уверена, что никаких проблем нет. Она сообщила, что маршал авиации Сринивасапурам Кришнасвами, командующий ВВС Индии, уже опроверг сообщение об отказе от поставок. По ее словам, чем крупнее контракт, тем больше у него недоброжелателей. И подобные выплески негативной информации случаются регулярно. Последний случай был осенью, тогда ситуация накалялась в течение суток, пока индийская сторона не опровергла слухи. В этот раз реакция была оперативной. Разумеется, у Су-32МКИ, как у всякой новой машины, случаются неполадки, но они устраняются в рабочем порядке, пояснила "НГ" Елена Федорова.

В Комитете по военно-техническому сотрудничеству Минобороны РФ оказались не готовы прокомментировать ситуацию. В "Рособоронэкспорте" резонно посчитали инцидент полностью исчерпанным, сославшись на заявление индийского главкома ВВС. Однако неофициально сообщили корреспонденту "НГ", что скорее всего имел место очередной случай нечестной конкуренции. И обратили внимание, что в тексте газеты "Санди экспресс" фигурирует "Росвооружение", давно расформированное. Это значит, что автор информации, мягко говоря, "не в теме" и переписывал с какого-то шаблона трехлетней давности. Причиной же выброса "негатива" может служить тендер на легкий одномоторный истребитель, который проводит Индия. Главный претендент на заказ 125 самолетов - французская корпорация "Дассо" с "Миражом 2000-5". Россия предлагает МиГ-29М/М2. Сумма вероятного контракта может достигать 4 млрд. долл. Когда на кону такой куш, все средства хороши, чтобы подорвать доверие к российской технике.

Кроме того, Индия намерена приобрести еще и партию учебно-тренировочных самолетов. Объем сделки - 1,3-1,5 млрд. долл. Россия продвигает Як-130 и российско-французский МиГ-АТ, еще, впрочем, не сертифицированный. Здесь главный претендент - британский самолет "Хоук". Переговоры о его закупке ведутся уже 18 лет! Принципиальное решение о приобретении принято еще лет 10 назад, но контракт до сих пор не согласован. "Хоук" между тем уже слегка устарел. А это значит, что российские авиастроители теоретически могут "перебить" сделку, и есть смысл их скомпрометировать выбросом "негатива".

В свою очередь, почти 8 лет согласовывается российско-индийский контракт на покупку и модернизацию авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" и оснащение его палубной авиагруппой минимум в 12 самолетов МиГ-29К и несколькими вертолетами. Предварительная стоимость контракта - 2 млрд. долл. На очереди продажа трех самолетов Ил-38, конкурентами которых выступают американские патрульные морские самолеты "Орион".

Попытки прояснить сложившуюся ситуацию с отказом Индии принять новую партию истребителей "Сухой" в аппарате военного атташе в Москве и в информационном отделе посольства оказались тщетны: военный атташе бригадный генерал Сингх болен, военно-воздушный атташе командор авиации Бангу находится в командировке, а его помощник майор Ганди заявил, что не уполномочен давать разъяснения.

Отсутствие в посольстве информации по событию, касающемуся столь крупного контракта, по-своему показательно. Дыма без огня, как известно, не бывает.

У России уже были проблемы с качеством поставляемой в Индию продукции. Случилась годичная задержка с крупнейшим на тот момент контрактом на поставку в Индию трех фрегатов пр. 11356. Возникли неполадки в одной из главных систем вооружения - ракетном комплексе "Штиль-1". Как тогда объяснил заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Камардин, "Индия решила поставить на фрегат слишком много радиоэлектронных систем. Это привело к большим сложностям. Возникли такие радиоэлектронные помехи, что при испытаниях комплекса "Штиль-1" зенитная ракета сразу после пуска потеряла управление, произошло ее самоуничтожение". Система была доработана, индийцы фрегаты, хоть и с запозданием, приняли, но миллиардный контракт на постройку следующих трех фрегатов оказался отложен на неопределенный срок.

Индийцы тщательно прорабатывают ценовую сторону соглашений, готовы торговаться за каждый цент и согласовывать условия годами. И каждый проблемный момент обращают в свою пользу. Если качество российских Су-30МКИ окажется действительно низким и контракт на их поставку будет сорван, последствия для российского ОПК могут быть плачевными. Только прямые потери могут достичь 1,5 млрд. долл. Но еще хуже будет возможная переориентация Индии на другие страны-поставщики. В настоящее время сумма перспективных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества России и Индии на период до 2012 г. оценивается в 10-12 млрд. долл.

Основные контракты на поставку вооружений в Индию

Контракт Стоимость Стадия выполнения
1990-е: 10 дизель-электрических подводных лодок пр. 877ЭКМ не разглашается выполнен

1996: 50 самолетов Су-30МК и Су-30МКИ, 140 самолетов - лицензионное производство 3,0 млрд. долл. выполняется

1997: 3 фрегата пр. 11356 1,0 млрд. долл. выполнен

2000: 124 танка Т-90С,176 танков - лицензионное производство 0,8 млрд. долл. выполнен

2002: управляемый снаряд "Краснополь" 2000 шт. 80 млн. долл. выполнен

Согласовывается серия следующих контрактов

Продажа авианосца "Адмирал Горшков" и пакет из 20 контрактов на его модернизацию, вооружение и авиагруппу 2,0-3,0 млрд. долл. согласование

3 дизель-электрических подводных лодок "Амур-1650" не разглашается проект лизинг

или продажа 1-2 атомных подводных лодок не разглашается проект

Поставки высокоточных тактических ракет "Искандер-Э" не разглашается проект...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка