Опубликовано: 16.12.2003, 18:33
 

Грузовые авиаперевозки: история и вклад в развитие мирового рынка


17 декабря 1903 года человечество сделало огромный скачок в своем развитии. Сегодня, спустя сто лет, благодаря замечательному достижению братьев Райт, мир стал ближе и доступнее, чем Вильбур и Орвиль когда-либо могли себе представить. В ближайшие месяцы многие будут оценивать деятельность "другой стороны" воздушного транспорта - перевозки грузов в самые дальние уголки земного шара.

Сегодня невозможно представить себе нашу жизнь без тех благ, которые обеспечивает нам индустрия воздушных грузоперевозок. По воздуху перевозят электронное оборудование и почту, свежие фрукты и многое другое - то, без чего люди уже не могут обойтись.

"Начав с очень скромных объемов, индустрия воздушных грузоперевозок сегодня имеет оборот, равный $46 млрд. 40 процентов грузоперевозок обеспечивается гражданскими самолетами", - рассказывает Дора Кей (Dora Kay), президент Международной ассоциации грузовых авиаперевозчиков. - Быстрота и надежность воздушных грузоперевозок обеспечивают международным заказчикам невиданную доселе свободу выбора, способствуют успеху коммерческих предприятий, экономическому развитию и росту занятости".

Широкие возможности для коммерческой деятельности и культура бизнеса, которые мы сегодня имеем, во многом сформированы благодаря таланту и новаторству создателей самолетов, заложивших основы нынешней компании "Боинг". С первых самолетов Boeing B&W и Douglas DT/C-1 до современной грузовой модели Боинг 747-400, компания "Боинг" и связанные с ней фирмы постоянно находились и находятся на переднем крае индустрии грузоперевозок - на сегодняшний день грузовые самолеты Боинг обеспечивают 90 процентов коммерческих мощностей грузоперевозчиков.

Почта: как все начиналось

Сегодня у большинства из нас самолеты ассоциируются, прежде всего, с пассажирскими перевозками. Однако первоначально они перевозили только грузы.

В 1916 году Билл Боинг (Bill Boeing) и его тогдашний партнер Джордж Вестервельт (George Westervelt) создали первую модель B&W, которая позднее стала первым самолетом, обеспечившим доставку почты и грузов в Новую Зеландию. А в 1919 году Боинг и пилот Эдди Хаббард (Eddie Hubbard) на самолете Boeing Model C доставили 60 писем из Ванкувера (Канада) в Сиэтл, что стало первой в истории доставкой международной авиапочты.

В тот же период в Калифорнии компания Douglas Aircraft по контракту с ВМС США разработала свой второй самолет - модели DT-1 и -2. На основе DT было создано 59 почтовых самолетов, включая Douglas M-2, ставший одним из первых самолетов, перевозивших коммерческую почту США.

В 1923 году компания "Боинг" создала почтовый самолет Model 40, а два года спустя разработала на его основе модель Model 40A. В 1927 году самолет Model 40A, оснащенный более легким двигателем с воздушным охлаждением, был выбран Почтовой службой США для доставки почты по маршруту Сан-Франциско - Чикаго.

1940-е - переходный период

"Согласно общепринятому мнению, Douglas DC-3 - величайший самолет своего времени. Именно благодаря ему воздушные путешествия стали популярными, а авиакомпании начали получать прибыль, - рассказывает Джим Эдгар (Jim Edgar), директор по маркетингу грузовых самолетов компании "Боинг". - Его прочный корпус действительно поднял на новый уровень как пассажирские, так и грузовые перевозки".

Первым американским грузоперевозчиком, освоившим трансконтинентальные маршруты, стала в 1942 году авиакомпания American Airlines, использовавшая для этого грузовые самолеты DC-3 Freighters. Достоинства DC-3 привлекли внимание одного из старейших заказчиков компании Douglas - Армии США, которая заказала гибрид DC-2/DC-3 - C-39. Это было первой серьезной попыткой военных наладить собственные воздушные перевозки. Грузовые модификации DC-3 (в том числе военно-транспортный самолет C-47) обладали прекрасными характеристиками, могли перевозить до 2700 кг грузов и были достаточно вместительными для перевозки наземных транспортных средств в сборе. К концу Второй мировой войны было построено свыше 10 тысяч таких самолетов, и авиакомпании в течение ряда лет активно использовали DC-3. "В 1957 году самолет DC-3 авиакомпании Lufthansa осуществил первый грузовой рейс из Германии в Нью-Йорк, - говорит Жан-Питер Янсен (Jean-Peter Jansen), председатель правления авиакомпании Lufthansa Cargo. - Это положило начало нашей многолетней успешной деятельности в области грузоперевозок на североатлантическом рынке".

Одним из первых самолетов, начавших осуществлять регулярные межконтинентальные перелеты, стал Douglas DC-6, обладавший прекрасными техническими характеристиками, повышенной вместимостью, большей полезной нагрузкой и имевший герметизированный салон. Грузовой самолет DC-6A поступил в эксплуатацию в 1949 году. Он с успехом использовался для перевозки личного состава, средств транспорта и эвакуации раненых. В начале нового тысячелетия DC-6 по-прежнему эксплуатируется небольшими авиакомпаниями разных стран мира.

Эра реактивных самолетов

"Компании "Боинг" и Douglas с успехом адаптировали реактивный двигатель для нужд воздушного транспорта, - говорит Эдгар. - Компания "Боинг" была первопроходцем в этой области, однако сотрудники Douglas действовали быстро и решительно, активно привлекая авиакомпании, расширявшие объем грузоперевозок в целях увеличения объемов дохода".

Первой реактивной моделью среди грузовых самолетов стал Boeing Dash-80. В нем было всего несколько иллюминаторов, не было кресел, зато было два больших грузовых люка. На основе этого самолета был создан Боинг 707, по-настоящему открывший эру реактивной авиации. Впрочем, Dash-80 очень успешно использовался и в качестве грузового самолета, а позднее и как заправщик - в модификации KC-135.

"В начале 1960-х произошел резкий скачок производительности, - рассказывает Пит Дифенбах (Pete Diefenbach), менеджер по продажам и маркетингу на рынке США компании Nippon Cargo Airlines. - Свой первый полет на реактивном самолете я совершил на откидном сиденье нового Боинга 707F, следовавшего рейсом из нью-йоркского аэропорта Айдлуайлд (ныне аэропорт им. Кеннеди) в Шеннон, Ирландия, и Лондон. В то время авиакомпания Pan Am осуществляла обновление своего североатлантического парка, заменяя старые грузовые самолеты DC-6A Freighters на Boeing 707 Freighters. Скорость самолетов Боинг 707F была на 75 процентов выше, а полезная нагрузка вдвое больше, чем у DC-6A, что обеспечивало четырехкратное увеличение производительности. Это был замечательный полет на великолепном самолете!"

Основную конкуренцию Боингу составлял Douglas DC-8, разработанный с учетом будущих потребностей в мощности, вместимости и дальности. В результате появилась удлиненная модификация DC-8 Freighter, причем этот самолет продолжает летать и теперь, спустя почти 40 лет после начала его коммерческой эксплуатации.

Переоборудование пассажирских самолетов в грузовые

В связи с растущим спросом на реактивные грузовые самолеты были разработаны новые грузовые модификации нескольких моделей, в том числе DC-9, DC-10, Боинг 767, Боинг 757, Боинг 737 и MD-11. Однако, частично в силу высокой стоимости приобретения новых самолетов, многие авиакомпании предпочитают покупать пассажирские самолеты и переоборудовать их в грузовые.

Хотя надежность, экономичность обслуживания и другие параметры новых самолетов привлекают немало известных операторов, стоимость переоборудования ранее приобретенного самолета составляет более рентабельную альтернативу для ряда авиакомпаний, занимающихся грузоперевозками.

"Перевозка грузов позволяет дать самолетам новую жизнь, - говорит Пьер Веллей (Pierre Vellay), вице-президент авиакомпании Air France, отвечающий за планирование парка и приобретение новых самолетов. - Многие модели, изначально использовавшиеся для пассажирских перевозок, затем обслуживавшие оживленные туристические маршруты, могут быть переоборудованы для перевозки грузов, фактически приобретая, таким образом, третью жизнь и повышая эффективность комплексной программы развития. Самолеты, которые сегодня успешно перевозят пассажиров, завтра станут не менее успешными перевозчиками грузов".

Боинг 747

В 1970-х гг. в отрасли воздушных грузоперевозок возникло новое направление. В процессе разработки самолета Боинг 747 на горизонте замаячила перспектива создания сверхзвуковых летательных аппаратов. Эта перспектива была столь близка и реальна, что у компании возникли большие сомнения по поводу долговечности Боинга 747 в качестве пассажирского самолета.

"Для оптимизации основных функций самолета было принято решение предусмотреть возможность его эффективного использования для перевозки грузов, в частности, в проект были заложены большая высота фюзеляжа и почти вертикальные стены, - говорит Джо Саттер (Joe Sutter), старший консультант по продажам отделения Boeing Commercial Airplanes. - Вот уже более 30 лет, начиная с 1972 года, когда первый грузовой Боинг 747 поступил в коммерческую эксплуатацию в авиакомпании Lufthansa, модификация Боинг 747F играет ключевую роль в расширении мощностей для перевозки грузов, обеспечивая беспрецедентно высокий уровень эффективности отрасли".

Доля в общем объеме грузоперевозок, приходящаяся на грузовые самолеты Боинг 747 (по сравнению со всеми другими типами грузовых самолетов), просто потрясает. Даже сегодня самолеты модели Боинг 747F составляют почти половину мирового парка грузовых самолетов. Можно смело сказать, что Боинг 747 стал основой отрасли воздушных грузоперевозок, которую мы, потребители, теперь воспринимаем как должное.

"С появлением на рынке в 1972 году Боинга 747 индустрия межконтинентальных воздушных грузоперевозок получила средство, ставшее фундаментом международной торговли, - считает Янсен, Lufthansa Cargo. - Мировая экономика приобрела поистине глобальный характер, что является непременным условием развития цепочки поставок для высокотехнологичных отраслей". С ним соглашается М.С. Чо (M. S. Cho), управляющий вице-президент по вопросам планирования и координации авиакомпании Korean Air. "В 1974 году Korean Air стала первым транстихоокеанским оператором, включившим в свой парк грузовой самолет Боинг 747-200, и это помогло нам завоевать мировое признание, - говорит Чо. - Этот самолет, открывший новую эру в авиационном бизнесе, появился как раз вовремя, чтобы удовлетворить потребности заказчиков в организации массовых воздушных перевозок, и внес огромный вклад в развитие грузового направления нашего бизнеса".

В основе успеха лежит универсальность модели Боинг 747. Боинг 747-400F способен перевозить 113 метрических тонн груза на расстояние до 9200 км без посадки. Это единственный грузовой самолет западного производства, имеющий люки сбоку и в носовой части, что обеспечивает операторам дополнительные возможности при его коммерческой эксплуатации.

"Создание в последнем десятилетии грузового самолета Боинг 747-400 стало важной вехой в развитии воздушных грузоперевозок, - говорит Рэм Менен (Ram Menen), директор подразделения грузоперевозок авиакомпании Emirates, обслуживающего ближневосточный регион. - На рынке, где фактор времени играет решающую роль, сложилась ситуация, когда быстрота и надежность приобретают все большее значение для обеспечения своевременности доставки, а также в условиях нулевых запасов".

Люк в носовой части грузового самолета Боинг 747 позволяет перевозить длинномерные нестандартные грузы, за перевозку которых, как правило, взимается самая высокая цена. Боковой люк используется для погрузки нестандартных по высоте грузов и высоких паллет. По словам Саттера, благодаря комбинации бокового и носового люков авиакомпании получили возможность дополнительно зарабатывать от 4 до 6 млн. долларов в год с каждого самолета.

В настоящее время около 40 авиакомпаний эксплуатируют 250 грузовых самолетов Боинг 747, которые используются для перевозки самых разнообразных грузов - от живых цветов и свежих продуктов до катеров, вертолетов и автомобилей. В состав парка входят все имеющиеся модификации грузовой модели Боинг 747 Freighter (Боинг 747-100SF, Боинг 747-200F, Боинг 747-200SF, Боинг 747-300SF, а также Боинг 747-400F и Боинг 747-400ER Freighter).

Пассажирская версия Боинг 747 также оказала влияние на развитие отрасли. В нижнем багажном отделении пассажирских самолетов перевозится большинство грузов, перемещаемых по воздуху. Джефф Бриджес (Geoff Bridges), председатель Bridges Worldwide PLC, компании, занимающейся консолидацией грузопотоков, и бывший президент Международной ассоциации грузовых авиаперевозчиков, отмечает, что пассажирский самолет Боинг 747 оказал "огромное влияние на систему грузоперевозок. Он изменил соотношение грузов, которые можно перевозить в багажном отделении и на грузовых самолетах. Обладая вместимостью свыше 15 метрических тонн, пассажирский Боинг 747 может обеспечивать до 90 процентов всего объема грузоперевозок".

В прошлом году компания "Боинг" осуществила поставку первого грузового самолета Боинг 747-400ER Freighter - новейшей модели, превосходящей по дальности, вместимости и скорости любой из ныне используемых грузовых самолетов."Боинг 747-400 Freighter способствовал существенному повышению нашей производительности и увеличению прибыли, говорит Чо, Korean Air. - Благодаря ему мы стали ведущим мировым грузоперевозчиком. Сейчас в составе нашего парка 11 лайнеров Боинг 747-400F, в том числе один Боинг 747-400ER Freighter, и мы надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с компанией "Боинг"". Сделав ставку на грузовую модель Боинг 747-400, авиакомпании мира в 2002 году заработали свыше 90 процентов доходов от грузоперевозок, используя грузовые самолеты Боинг. Согласно прогнозу компании "Боинг" относительно развития парка грузовых самолетов, приведенному в обзорах состояния и перспектив рынка воздушных грузоперевозок (World Air Cargo Forecast и Current Market Outlook), в последующие 20 лет мировой объем воздушных грузоперевозок возрастет в три раза, а парк реактивных грузовых самолетов удвоится. Кроме того, ожидается увеличение среднего размера грузовых самолетов.

"По мере того как компании будут стремиться к повышению эффективности своей деятельности, значение воздушных грузоперевозок будет возрастать, - предсказывает Саттер. - Я думаю, что Боинг 747 еще долго останется основным транспортным средством в этой отрасли. Произведя настоящую революцию в отрасли, он и дальше будет оказывать заметное влияние на ее развитие".

 

Дайджест прессы за 16 декабря 2003 года | Дайджест публикаций за 16 декабря 2003 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Boeing». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Компания Boeing в России и СНГ, MD-11, Air France, American Airlines, B757-200F (в процессе тестирования)