О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Когда любая задача по плечу

Когда летом 1990 года завершились государственные испытания комплекса "Строй-П" с дистанционно пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА) "Пчела-1", конструкторам стало ясно: военным нужны более простые и более дешевые комплексы, чем только что разработанный.

Этот телевизионный разведчик поля боя до 1995 года считался одним из лучших в мире комплексов тактических ДПЛА. Хотя и имел немало недостатков. Например, был довольно сложным в эксплуатации, так как его запуск производился с помощью дорогих и шумных пороховых ускорителей. Да и стоил он довольно дорого: пять миллионов долларов на отечественном рынке и семь на внешнем.

Государственные испытания комплекс прошел успешно. Но на этом все надолго затормозилось. Развал страны приостановил все дальнейшие работы. Только в 1997 году комплекс "Строй-П" был принят на вооружение уже российской армии. Хотя до принятия на вооружение комплекс успел послужить в реальных боевых действиях в первой чеченской кампании. Не пропустил комплекс и вторую кампанию 1999-2001 гг. в Чечне. Воевал, пока не кончились "Пчёлы".

А тогда, в 1991 году, после Государственных испытаний, поняв всю бесперспективность дальнейших работ по комплексу "Строй-П", основанному на довольно тяжёлом (около 140 кг) ДПЛА "Пчела-1", Главный конструктор НИИ "Кулон" Николай Валерьевич Чистяков и ведущий инженер по испытаниям комплекса "Строй-П" Эля Петровна Лукашева решили создать собственную фирму - "Новик XXI век", которая могла бы продолжить работы по ДПЛА в новом направлении, без диктата зачастую некомпетентных начальников.

За двенадцать лет работы специалистам фирмы удалось добиться значительных успехов в разработке комплексов ДПЛА. Основой концепции разрабатываемых фирмой ДПЛА и комплексов стал минимализм. Минимум бортового оборудования, ничего, кроме насущно необходимого. Это ключ к низкой цене и малому весу ДПЛА. А малый вес ДПЛА - это простота его эксплуатации.

Первыми были созданы ДПЛА - аэродинамические забрасываемые передатчики помех (АЗПП) "Амеба" (4,0 кг) и "Мошкара" (20,0 кг), разработанные по заказу Управления РЭБ Генштаба ВС России. В 1996 году по заказу МЧС на основе АЗПП "Амёба" были создан фоторазведчик "Проня".

Работа над крупным проектом, ОКР "Мошкара", из-за отсутствия средств двигалась очень медленно, а когда деньги нашлись - была выполнена в кратчайшие сроки. Всего за один год были созданы, как сам комплекс, так и передвижной пункт управления, транспортно-пусковая установка и четыре аэродинамических забрасываемых передатчика помех. Но здесь специалистов фирмы ждал неприятный сюрприз: Управление РЭБ Генштаба отказалось выделять средства на Государственные испытания "Мошкары" и продолжение работ по АЗПП. И комплекс остался в одном-единственном экземпляре в виде опытного образца. Хотя и тогда, и сейчас он очень нужен российской армии, так как действительно представляет собой грозное оружие. Каждый из заброшенных в воздушное пространство над территорией противника АЗПП "Мошкара" способен был "отключить" радиосвязь в радиусе около 10 км.

Несмотря на гибель научно-технического направления аэродинамически забрасываемых передатчиков помех в России, НПКЦ "Новик-XXI век" продолжает заниматься АЗПП в рамках российско-белорусской разработки "Мошкарец". Это будет принципиально новый АЗПП, запускаемый с руки.

Время шло. И фирма не останавливалась на достигнутом. Искала новые пути развития ДПЛА, новые пути сотрудничества, пути сохранения уникальной школы ДПЛАстроения. Совместно с Кыштымским радиозаводом был создан комплекс ГрАНТ - гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный. Разведчик, предназначенный для мирных гражданских, а также для военных целей. Для контроля лесных массивов и трубопроводов, мониторинга окружающей среды. В военной области его можно использовать для той же разведки и корректировки артиллерийского огня.

Впервые "ГРАНТ" был показан на Международном авиакосмическом салоне в городе Жуковском в августе 2001, где вызвал небывалый интерес у иностранных специалистов.

Однако, несмотря на все его достоинства и большой успех, продать его за рубеж было невозможно. Комплекс не состоял на вооружении у российской армии, а значит и продавать его по линии Рособоронэкспорта было нельзя.

- А почему ГрАНТ так мало используется в мирных целях? - спросил я у Генерального директора фирмы "Новик-XXI век" Артема Анатольевича Силкина.

- Наш комплекс отечественному потребителю пока не по карману, - рассказывает Артем Анатольевич, - поэтому приобрести его он не может. А отдавать его в лизинг не под силу нам. Поэтому на нашей фирме мы решили разработать совсем малоразмерный комплекс БРАТ - ближний разведчик аэродинамический телевизионный, который и был создан в 2003 году. ДПЛА БРАТ весит всего 2,8 кг. Он способен решать сложные задачи по исследованию и мониторингу местности. В отличие от других комплексов, на ДПЛА БРАТ используется электрический двигатель, что делает его старт абсолютно бесшумным, надежным и простым. Летательный аппарат при старте просто бросают в воздух, а система автоматического управления сама включает необходимые режимы и управляет выполнением поставленной задачи. Стоит ДПЛА БРАТ десять тысяч долларов. Причем при серийном выпуске цена падает в два раза.

- А чем занимаются специалисты фирмы сегодня?

- Сейчас наши специалисты работают над ДПЛА большой продолжительности полета. Называться он будет "Отшельник". Это летательный аппарат весом 60 килограммов и системой управления всего триста граммов. Продолжительность полета "Отшельника" - десять часов. Комплекс, также как и другие наши ДПЛА, может использоваться и в мирных, и военных целях. В военной области он незаменим как разведчик, который заменяет собой настоящих, живых разведчиков. Да, "Отшельник" могут сбить. Но при этом жизнь самих разведчиков будет сохранена.

Работают специалисты фирмы и над другими новыми проектами, например, над ДПЛА-вертолётом: задачей сложной и интересной. Она пока решена в двух странах: Канаде и Англии. Присоединится ли к ним в скором времени Россия?. Хочется верить, что так оно и будет. Специалисты фирмы "Новик ХХI" век наверняка справятся и с этой задачей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка