О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ночной вертолет

На прошлой неделе в Ростов-на-Дону отправилась большая делегация военных во главе с главкомом ВВС генерал-полковником Владимиром Михайловым, приглашенные журналисты, представители ВПК — принимать первые пять вертолетов Ми-24ПН (литера "Н" означает "ночной"), модернизированных на местном заводе ОАО "Роствертол". "Этот вертолет способен круглосуточно в любых погодных условиях выполнять боевые задачи", — заявил Михайлов.

Ми-24ПН оборудован бортовым радиоэлектронным комплексом БРЭО-24 со спутниковой навигационной системой, которая выводит на экран примерное местоположение машины. Есть лазерный дальномер и канал управления противотанковыми ракетами. Правда, отечественная система навигации ГЛОНАСС сегодня практически не работает (действующих спутников почти не осталось), и потому остается пользоваться принадлежащей Пентагону системой GPS.

Во время демонстрации Ми-24ПН в Ростове пилоты надели выступающие сантиметров на пять (как у маньяка в старом фильме "Молчание ягнят") окуляры ночного видения, которые, собственно, и позволили присвоить модифицированному вертолету индекс "ночной". Разработчики утверждают, что "светотехническое оборудование кабины" адаптировано под эти очки: мол, не надо их каждый раз снимать, чтобы узнать показания приборов. Но прибор ночного видения существенно сужает поле зрения пилота, а если поле боя в дыму — они не работают, как и прочие системы управления оружием Ми-24ПН.

Представители ВПК утверждают, что Ми-24ПН — модернизированная машина шестидесятых годов — относится к "четвертому поколению" боевых вертолетов и по "ряду характеристик превосходит зарубежные аналоги", в том числе американский "Апач", по живучести. Сделанные в Ростове 5 Ми-24ПН отправят, впрочем, не в Чечню спасать жизни солдат, а в Центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке для дальнейших испытаний. Одновременно объявлено, что "Роствертол" собирается еще продать в Уганду до шести "не имеющих аналога" Ми-24ПН.

Чем бы ни закончились испытания в Торжке, уже ясно, что истинно "ночными и всепогодными" Ми-24ПН не являются, а сравнивать их с боевым вертолетом AH-64D "Апач Лонгбоу", что подержанный "Запорожец" — с новым "Порше". "Лонгбоу" оборудован радаром кругового обзора миллиметрового диапазона, который выявляет наземные и воздушные цели в дыму, ночью, в песчаную бурю — всегда, в том числе и тогда, когда оптические системы

Ми-24 совершенно бесполезны. Компьютеризированная система целеуказания AH-64D сопряжена с управляемой по радару ракетой "Хеллфайер". Компьютер, а не экипаж, группирует обнаруженные цели по приоритетности, а во время групповой атаки он обменивается информацией и "передает" цели компьютерам других машин.

"Лонгбоу" разработаны в первую очередь для уничтожения бронированной техники, что они и делали в прошлом году во время похода американской армии на Багдад. Израильтяне также успешно используют AH-64D во время антитеррористических операций. Они могут уничтожать машины боевиков, подавлять защищенные огневые точки, в том числе вблизи собственных войск и в ночном бою.

Прошлой весной иракская пропаганда объявила, что вертолет AH-64D был будто бы подбит крестьянином из винтовки. В действительности машина совершила вынужденную посадку из-за отказа двигателя в песчаную бурю, экипаж не пострадал, был взят в плен и освобожден через пару недель после окончания боевых действий.

В Ираке американцы использовали сотни вертолетов AH-64D, потеряв за 10 месяцев лишь несколько штук. У нас в Чечне с 99-го при постоянно действующей группировке в двадцать Ми-24 погибло примерно столько же вертолетов этого типа. Еще десяток-другой Ми-24 были повреждены и потом разобраны на запчасти. С 99-го из других округов на Северный Кавказ все присылают Ми-24 взамен выбывших, где они потом в свою очередь гибнут, нередко с экипажами. Заявления "о бо€льшей живучести Ми-24" — лишь пустая риторика, рассчитанная, надо думать, на перспективных африканских покупателей.

Только вертолет, оборудованный миллиметровым радаром кругового обзора, соответствующим компьютерным обеспечением и сопряженными огневыми средствами, может и вправду считаться "ночным и всепогодным". Давно доказано опытом, что нельзя превратить обычный боевой вертолет в "ночной", нацепив на пилота громоздкие окуляры ночного видения, как на Ми-24ПН.

В Чечне тысячи наших солдат погибли потому, что в огневом бою в лесу и в горах они вынуждены полагаться практически только на носимое на себе оружие. Боевики вооружены не хуже, у них есть сканеры, считывающие переговоры экипажей вертолетов; они обычно лучше знают местность, у них не хуже боевая выучка и эффективная, разветвленная среди местного населения сеть сбора разведданных. Потому потери в Чечне остаются чудовищно большими, а группировка в 80 тыс. человек все ведет и ведет войну практически на равных с сакраментальными "1500 боевиков".

С первых месяцев нынешней чеченской кампании стало ясно (а знающие люди и раньше предвидели), что без ночной всепогодной ударной авиации делать в тех горах нечего. Практически сразу начали целенаправленно выделяться деньги на ускоренное создание полноценного ночного вертолета, но наш аналог AH-64D — Ми-28Н с радаром — только раз на руках выкатили из ангара для прессы в Москве — и назад закатили. Ночного вертолета пятый год нет.

В США эскадрильи "Апачей" непосредственно входят в штат пехотных (танковых) дивизий, а у нас армейскую авиацию в составе сухопутных войск вообще упразднили и присоединили к ВВС, где генералы не способны, похоже, отличить ночной вертолет от полуденного. Но все же надо как-то отчитаться за немалые деньги, выделенные на создание "ночных" машин. И вот, пожалуйста — на прошлой неделе по всем каналам ТВ синхронно, как в советское время, было объявлено, что у нас есть такие вертолеты и они превосходят империалистические аналоги. Деньги на НИОКРы были потрачены недаром: Ми-24ПН уже развернуты в Торжке и скоро появятся в ВВС Уганды. Есть еще претензии?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка