О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Владимир Тасун: "Самоуспокоенность может привести к негативным последствиям"

Авиапредприятия Западной Сибири подвели итоги своей деятельности в 2003 году. Основные тенденции: рост пассажиропотока и снижение убытков. О результатах прошедшего года и дальнейших перспективах гражданской авиации корреспонденту "КС" Оксане Сницарь рассказал руководитель Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Владимир Тасун.

- Как изменились объемы отправок из аэропортов в Западной Сибири за прошедший год?

-Последние несколько лет темпы роста гражданской авиации по России сохраняются на уровне 5-7%. В Западной Сибири ежегодный прирост отправок пассажиров из аэропортов составил 8%. В 2003 году они составляли почти 1,5 млн пассажиров (рост по сравнению с прошлым годом на 9,1%). Также в прошлом году увеличились на 3,8% отправки груза и почты. В крупнейшем в Западной Сибири аэропорту Толмачево отправки пассажиров уже два года подряд увеличиваются на 12% (в 2003 году они составили 637 тысяч пассажиров вместо 565 тысяч в 2002 году).

Наибольший рост отправок (более 30%) достигнут в аэропорту Новокузнецк. Это связано с тем, что сегодня в Кемеровской области работают два аэропорта (Новокузнецк и Кемерово), и, в зависимости от увеличения количества рейсов на том или ином направлении, между ними происходит перемещение пассажиропотока. Например, в 2002 году, когда в Кемерове работала авиакомпания "КрасЭйр", рост пассажиропотока в аэропорту составил 30%. В прошлом году "КрасЭйр" прекратила выполнять полеты из аэропорта Кемерова, и сейчас основной объем авиаперевозок в Кемеровской области выполняет авиакомпания "Сибирь" из аэропорта Новокузнецк.

- Что можно сказать о пассажирских перевозках авиакомпаниями?

- Основным перевозчиком в Западно-Сибирском регионе остается авиакомпания "Сибирь" - она выполняет более 90% всех перевозок (общий объемы перевозок по региону составили 3,719 млн пассажиров). За прошлый год пассажирооборот "Сибири" вырос на 24% - компания перевезла 3,3 млн человек. Планы компании на следующий год предполагают увеличение количества перевезенных пассажиров до 3,5 млн, а количество летных часов - с 78 тыс. до 96 тыс. Сегодня авиакомпания имеет четыре основные точки базирования: аэропорты Иркутск, Толмачево, Домодедово и Внуково (оттуда "Сибирь" начала летать с конца прошлого года, заместив компании "Евразия" и "Авиаэкспресскруиз").

Еще одна компания, которая показала в этом году хороший рост пассажирооборота, - ФГУП "Томскавиа", объединившее в себе три предприятия: Томское, Колпашенское и Стрижевское. Сегодня эта компания устойчиво работает на рынке - в прошлом году она перевезла 157,7 тыс. пассажиров (в 2002 году - 152 тысячи). К тому же тот парк самолетов, которым сегодня обладает компания, не будет нуждаться в обновлении еще лет 10.

- Каковы финансовые показатели работы авиапредприятий?

- Все авиапредприятия Западной Сибири за прошедший год показали хорошие результаты в финансовом плане. Общая балансовая прибыль составила 132,2 млн руб. Наибольшую прибыль принесли аэропорт Толмачево (67,5 млн руб.) и авиакомпания "Сибирь" (15 млн руб.). С незначительными убытками завершили год ФГУП "Новосибирскавиа" (-3,3 млн руб.), ГУП "Аэропорт Кемерово" (-7,9 млн руб.), аэропорт Бийск (-405 тыс. руб.).

- Что можно сказать о показателях авиационных происшествий?

- Прошлый год авиакомпании завершили неплохо, серьезных происшествий не было. Тем не менее ряд авиапредприятий вызывает беспокойство. Например, авиакомпания "Сибирь". Эта компания - вторая в России после "Аэрофлота" и первая в Сибирском регионе по объемам перевозок. Однако сегодня структурные преобразования в "Сибири" отстают от проблем, неизбежно возникающих с увеличением количества часов налета, изношенностью парка техники и расширением региона полетов. Сейчас в этой авиакомпании наблюдается пауза в работе по усилению контроля за полетами, техническим состоянием судов и по обеспечению безопасности полетов. Принятие этих мер происходит с запаздыванием. Вопросы развития компании важны, но нельзя забывать о безопасности. Пока этот показатель удовлетворительный. Я не хочу выступать в роли плохого пророка, но самоуспокоенность может привести к негативным последствиям.

- Как обстоят дела с обновлением парка судов авиакомпаний?

- Эта проблема по-прежнему актуальна. Несмотря на все программы модернизации отечественной транспортной системы, реальных шагов по изменению ситуации нет. Пока российские авиакомпании (кроме "Аэрофлота" и "Трансаэро") используют в основном самолеты со стажем работы более 30 лет - Ту-154, Ил-86 и другие. Новой техники типа Ту-204, Ту-214 или Ил-96 очень мало. В прошлом году мы предполагали, что спрос на пассажирские перевозки превысит возможности отечественного авиапарка к 2010 году. Однако резко возросшие объемы перевозок говорят о том, что этот момент наступит не позднее 2006 года. Маловероятно, что отечественная авиапромышленность к этому времени сможет увеличить темпы производства самолетов настолько, чтобы полностью заменить списанную технику.

- Какие еще проблемы стоят перед гражданской авиацией в Сибири?

- Сегодня одна из самых острых проблем - дефицит молодых кадров. Сейчас из 1,5 тыс. пилотов всего 3% в возрасте до 30 лет. Основной персонал сибирских авиакомпаний составляют люди в возрасте от 40 до 55 лет. Не исключено, что правительство будет вынуждено разрешить временный ввоз иностранной техники в Россию, чтобы авиакомпании могли и дальше нормально работать. В этом случае проблема отбора пилотов для работы на этих самолетах будет особенно актуальна.

- Как вы относитесь к попытке руководства авиакомпании "Сибирь" судиться с правительством РФ, пытаясь добиться отмены льгот на ввоз западной техники для "Трансаэро" и "Аэрофлота"?

- Скептически. Вполне объяснимо, что государство для сохранения конкурентоспособности национального перевозчика, авиакомпании "Аэрофлот" (где государству принадлежит контрольный пакет акций), приняло эксклюзивное решение: предоставить ей льготы на ввоз иностранной авиатехники. Почему те же преференции предоставлены "Трансаэро" - непонятно, но правительство не обязано давать отчет о своих решениях.

Другое дело, что, получив эти льготы, компании конкурируют не на западном авиарынке, а используют иностранную технику на внутренних линиях. Полагаю, что руководство "Сибири", не получив для своей компании тех же льгот, обратилось в суд от отчаяния. Но попытка судиться с правительством вряд ли окажется успешной. На прошлой неделе Высший арбитражный суд отклонил иск авиакомпании с требованием признать незаконным распоряжение правительства РФ по освобождению "Трансаэро" от уплаты таможенных пошлин при ввозе иностранных самолетов.

- Что можно сказать о конфликте между авиакомпанией "Сибирь" и аэропортом Толмачево по поводу 102 млн руб.?

- Это межличностный конфликт руководителей двух компаний. Если ситуация в ближайшее время не разрешится, то ни к чему хорошему она не приведет. Аэропорт будет терять объемы перевозок и вести агрессивную ценовую политику по отношению к "Сибири". Авиакомпания будет искать способ, чтобы уйти от повышения цен на обслуживание своих самолетов в Толмачево. Первый шаг к этому - строительство собственного ТЗК в аэропорту и нового пассажирского терминала, от этой идеи руководство "Сибири" так и не отказалось. Подобные вопросы нужно решать в правовом порядке, а не выносить спор двух хозяйствующих субъектов на обсуждение общественности. Весь этот конфликт создает негативный образ гражданской авиации в целом.

- Как вы считаете, будут ли в этом году проданы госпакеты "Сибири" и Толмачево?

- Госпакет "Сибири" (25% акций) будет выставлен на продажу уже третий год подряд. Сомневаюсь, что в этом году его выкупят. Дело в том, что, заплатив стоимость этого пакета ($17 млн), покупатель не сможет ничего решать в совете директоров компании, так как контрольный пакет акций "Сибири" находится в собственности руководства авиакомпании. Надеяться на дивиденды покупателю также не придется, так как авиабизнес пока низкорентабелен. Сегодня привлечь покупателей к этому пакету можно, если снизить на него цену, а это государству невыгодно.

Что касается госпакета аэропорта Толмачево (51%), то проблема в том, что долг аэропорта перед авиакомпанией в 102 млн руб. существенно снижает стоимость пакета. Сегодня уже есть покупатели (московские и иностранные компании), которые готовы поучаствовать в реконструкции аэропорта. Их интерес оправдан - в последние годы аэропорт работал с прибылью (70-90 млн руб.), так что можно надеяться на хорошие дивиденды. Пока неясно, как поступит государство, но не исключено, что оно отложит продажу госпакета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка