О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шереметьево поделят заново

"НРБ" и "Аэрофлот" пытаются перехватить у "Альфа-Групп" контроль за главными воздушными воротами страны. Итоги тендера по выбору управляющей компании международного аэропорта Шереметьево могут быть отменены, заявил в понедельник депутат Александр Лебедев.

"Я обратился к Фрадкову с просьбой отменить итоги конкурса на управляющую компанию Шереметьево, - заявил в понедельник депутат Госдумы Александр Лебедев. - Я вам могу сказать больше: я уверен, что этот конкурс будет отменен".

Речь идет о конкурсе на право управлять международным аэропортом Шереметьево (МАШ), который состоялся 28 января текущего года. Государству принадлежат 100% акций МАШ, в совет директоров структуры (он же акционерное собрание) входят исключительно госчиновники. Они же выполняли роль тендерной комиссии. Условия конкурса по выбору управляющей компании МАШ одобрил лично премьер Михаил Касьянов. Как и полагается в таких случаях, директива о том, как голосовать, тоже была спущена сверху.

Победителем тендера стала специально созданная "Альфа-Групп" компания "Альфа-Шереметьево". Ее единственным соперником выступало ООО "Интер-терминал", учрежденное "Аэрофлотом", НРБ и французской фирмой Vinci. Причем Александр Лебедев не раз говорил о том, что конкурс он и его партнеры по консорциуму не одобряют и идут на него лишь потому, что иначе "Альфа" точно получит контроль над аэропортом.

Идея конкурса принадлежала главе и владельцу "Альфа-Групп" Михаилу Фридману. Он обратился с таким предложением к экс-премьеру Михаилу Касьянову в апреле прошлого года.

Решение о проведении тендера было воспринято экспертами неоднозначно. Дело в том, что у аэропорта уже есть одна управляющая надстройка - собственно МАШ, со своей администрацией, директором, печатями и уставами. Ликвидировать ее полностью невозможно, поскольку МАШ распоряжается акциями государства.

Таким образом, после утверждения итогов тендера у аэропорта будут две управляющих структуры, которые необходимо содержать. Причем совершенно не понятно, чем в этой конструкции будут заниматься сотрудники МАШ. В самой структуре, как и в экс-Минимущества, эти вопросы предпочитают не обсуждать.

Кроме того, вызывают удивление конкурсные условия, точнее то, что о них известно. По условиям тендера, победитель будет управлять МАШ три года (возможна пролонгция контракта еще на год, но не более).

Многие аналитики сомневаются, что управляющие, которые придут в Шереметьево на столь короткий срок, кем бы они ни были, будут заинтересованы вкладывать средства в развитие инфраструктуры аэропорта, в том числе в строительство терминала Шереметьево-3.

Аналитики высказывают опасения, что при таких условиях контракта управляющая компания получит контроль над финансовыми потоками аэропорта, откачает их и уйдет из бизнеса. Поуправлять там действительно есть чем: по предварительным прогнозам менеджмента аэропорта, выручка Шереметьева по итогам 2003 года составит порядка 3,8 млрд рублей, чистая прибыль - около 700 млн рублей.

Между тем аэропорт нуждается в серьезном притоке инвестиций. Вопрос о том, нужно ли строить третий терминал, вызывает дискуссии. Первый камень в фундамент терминала глава авиакомпании Валерий Окулов заложил еще в 2001 году. Но за это время руководству "Аэрофлота" не удалось договориться ни с госчиновниками, ни с инвесторами, ни с руководством области, которой принадлежит земля под будущим терминалом. Складывается ощущение, что проект никогда не будет реализован.

А вот в том, что главные воздушные ворота страны необходимо отремонтировать и реконструировать, причем срочно, может убедиться любой пассажир, попавший в Шереметьево.

Между тем в конкурсных условиях нет ни слова о строительстве терминала. Да и вообще непонятно, какие вложения в инфраструктуру обязан сделать инвестор. Более того, условия тендера, как и его результаты, до сих пор не утверждены на уровне правительства. Вопрос должен был обсуждаться на совете директоров в конце февраля, но в день заседания его сняли с повестки.

Как заявили "Газете.Ru" в пресс-службе МАШ, на ближайшее время обсуждение этих вопросов не запланировано. В компании также подтвердили, что до сих пор нет правительственной директивы, которая позволит чиновникам голосовать за утверждение итогов конкурса.

Таким образом, время для наступления на "Альфу" выбрано безупречно: раз итоги тендера не утверждены, все еще можно переиграть.

Главное же в том, что в новом правительстве не осталось ни самого Михаила Касьянова, ни людей из его команды, которые могли бы сейчас пролоббировать интересы "Альфа-Шереметьево".

Наступление на конкурентов организовано по всем правилам позиционных боев. В начале апреля стало известно, что "Аэрофлот" и НРБ обратились к премьер-министру Михаилу Фрадкову с письмом, в котором содержалась просьба разрешить им самостоятельно строить терминал "Шереметьево-3" и развивать аэропорт без привлечения управляющей компании.

Таким образом, речь в письме идет как раз о том, что международному аэропорту вообще не нужен оператор.

От имени "Аэрофлота" письмо подписал гендиректор компании Валерий Окулов, от НРБ - президент банка Юрий Кудимов. Известно также, что под документом стоит и автограф депутата Александра Лебедева. Впрочем, все это известно исключительно со слов сотрудников НРБ и "Аэрофлота": само письмо от журналистов прячут.

А теперь Александр Лебедев сделал очередной ход, лично обратившись к премьеру. Депутат уверен, что конкурс будет отменен, хоть и отказывается объяснить, что именно ему обещали в правительстве. "Откуда у меня такая уверенность, мне сейчас сложно сказать", - заявил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка