О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" подружился с Пентагоном

В конце прошлой недели "Аэрофлот" и американская компания Sabre Airline Solutions подписали пятилетнее соглашение на использование и внедрение пакета программных продуктов для управления пассажирскими перевозками. Центральным элементом предложенного Sabre программного портфеля должна стать инвенторная система SabreSonic, через которую начиная с апреля следующего года будет происходить бронирование билетов авиакомпании. В результате реализации этого проекта "Аэрофлот" откажется от используемой им сейчас системы бронирования билетов Gabriel и вынужден будет заново выстраивать работу со своей агентской сетью. Дело в том, что самая крупная распределительная система, используемая сейчас в России и СНГ, - "Сирена-Трэвел" - не имеет доступа к базе данных Sabre и, как считают представители "Сирены", достигнуть соглашения с американской компанией ей вряд ли удастся. Как сказал на пресс-конференции, посвященной подписанию договора, коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин, от внедрения новой системы авиакомпания ожидает получить как минимум 10-20 млн долл. в год дополнительных доходов. Правда, следовать примеру крупнейшего российского перевозчика другие авиакомпании пока не спешат: они остаются верны самой распространенной среди крупных компаний системе - Gabriel.

Инвенторная система, как ее охарактеризовал Евгений Бачурин, является "сердцем авиационного бизнеса". Проще говоря, это автоматизированная база данных, в которой хранятся сведения о рейсах перевозчика и наличии свободных мест на них. На мировом рынке действуют пять крупных игроков, занимающихся разработкой таких технических решений, - Amadeus, Gabriel, Galileo, Sabre и Worldspan. В России существуют и свои инвенторные системы - "Сирена 2.3" и "Сирена 2000", правда, используются они в основном небольшими региональными компаниями. "Аэрофлот" на данный момент, как и большинство других крупных отечественных перевозчиков, использует систему бронирования Gabriel, разработанную американской компанией SITA.Однако, как пояснил Евгений Бачурин, на данном этапе развития авиакомпании эта система уже не отвечает всем предъявляемым ей требованиям. "Последние годы над системой работы практически не велось, она жила в замороженном виде, и те сложности, с которыми мы сталкивались, ликвидировались либо очень медленно, либо не в том объеме, в котором нам хотелось бы", - сказал г-н Бачурин. К недостаткам существующей системы бронирования представители "Аэрофлота" относят и отсутствие технических решений по предоставлению услуг бронирования билетов через Интернет, а также сбои в работе системы поощрения часто летающих пассажиров "Аэрофлот-бонус". Свои услуги предлагала "Аэрофлоту" и компания Amadeus, однако, по словам Евгения Бачурина, "мы не смогли принять решение в их пользу, потому что на данный момент предложение, которое было сделано "Аэрофлоту", - это предложение приобрести систему, которая пока еще не запущена в реальную эксплуатацию".

Американская же Sabre предложила "Аэрофлоту" "живой продукт", который авиакомпания надеется запустить уже к апрелю следующего года. Помимо системы бронирования, "Аэрофлот" приобрел также программу Sabre Traverse - систему управления базой постоянных клиентов и систему планирования загрузки Sabre AirOps Load, которая позволит авиакомпании оптимизировать распределение грузов для экономии топлива. Стоимость контракта представители "Аэрофлота" не разглашают, по неофициальным данным, сделка оценивается в сумму порядка 10-15 млн долл. Вероятнее всего, вопрос об утверждении контракта будет рассматриваться на ближайшем совете директоров "Аэрофлота", согласно уставу компании, такая процедура необходима для суммы сделок объемом более 15 млн долл. Правда, по словам Евгения Бачурина, согласно условиям сделки, единовременных выплат Sabre не предусмотрено, деньги начнут поступать на счет американской компании лишь в процессе эксплуатации системы. Как утверждает Евгений Бачурин, после введения SabreSonic в эксплуатацию "Аэрофлот" сможет экономить 25% на обслуживании каждого пассажира. В целом же экономический эффект от внедрения системы должен составить, по "самым скромным оценкам" представителей "Аэрофлота", 10-20 млн долл. в год.

Сейчас "Аэрофлот" ведет активную подготовку к установке системы. Как пояснил на пресс-конференции директор департамента информационных технологий и связи "Аэрофлота" Сергей Кирюшин, переход на новую систему будет происходить единовременно. То есть буквально за несколько часов на всех 10 тыс. терминалов, включая 2 тыс. принадлежащих "Аэрофлоту", должна произойти смена системы Gabriel на Sabre. "Мы будем решать большое количество задач, в частности большой объем задач по обучению и переобучению персонала, разработке интерфейсов", - сказал Сергей Кирюшин. По мнению некоторых экспертов, именно этот момент - замена существующей инвенторной системы на новую - может вызвать наибольшее количество сложностей. Дело в том, что для продажи билетов все агенты пользуются различными распределительными системами, которые работают с базами данных инвенторных систем. На данный момент наиболее распространенной в России является российская распределительная система "Сирена-Трэвел", "СИРИН", имеются также пульты компании Gabriel. "Доступ к нашей распределительной системе имеет более 11 тыс. касс, - сказала RBC daily коммерческий директор "Сирена-Трэвел" Марина Володина, - У Gabriel также есть свои пульты, их в стране не много, около 4000. Порядка 2000 пультов есть у Amadeus. У Sabre таких пультов по России нет вообще, а создать свою агентскую сеть это достаточно трудоемкая задача, с которой нам пока не понятно как будет справляться "Аэрофлот".

По словам г-жи Володиной, в результате перехода на новую инвенторную систему "Аэрофлоту" придется заново выстраивать всю свою агентскую сеть, так как доступа к базе данных Sabre "Сирена-Трэвел" не имеет и вряд ли получит. "Технических препятствий для получения доступа нет, - говорит Марина Володина. - Мы написали письмо в Sabre с предложением с нами стыковаться, но ответа пока не получили, потому что американские компании не очень стремятся к работе с российскими, а если и стремятся, то только на правах контрольного пакета акций". "Кроме того, в выборе ведущего российского авиаперевозчика есть один щекотливый момент: миграция предполагает перенос базы данных из Атланты, где находится технический центр SITA, в Охлохому, где располагается вычислительный центр Sabre. Примечательно, что этот же центр является резервной базой для Пентагона", - сказал RBC daily представитель одной из конкурирующих с Sabre инвенторных систем.

По словам экспертов, вероятнее всего, у агентов "Аэрофлота" будет выбор - либо платить деньги и ставить у себя пульты Sabre, либо прерывать отношения с "Аэрофлотом". По словам Евгения Бачурина, стоимость замены системы составит около 100 долл. с терминала. Правда, противники перехода "Аэрофлота" на новую систему называют совсем другие порядки цифр. По их словам, только стоимость миграции, куда входит обучение персонала и агентов, замена существующих терминалов Gabriel на Sabre составит около 3 млн долл. Что касается других российских крупных перевозчиков, то они пока не спешат следовать примеру "Аэрофлота". Как сказал RBC daily пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Евгений Филянин, "большая часть продаж в нашей авиакомпании идет через Gabriel, отказываться от этой системы мы не намерены". Такой же точки зрения придерживаются и представители "Трансаэро", которые заявляют о том, что система Gabriel отвечает пока всем их требованиям....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка