О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing рискнет сперва у японцев, а потом у русских

В понедельник американский самолетостроительный концерн Boeing объявил о полномасштабном запуске программы по созданию лайнера 7Е7 Dreamliner. Первые самолеты этого типа появятся в 2008 году на вооружении у японской авиакомпании All Nippon, которая решила закупить 50 7Е7. Сумма сделки оценивается в $6 млрд.

All Nippon - вторая по величине авиакомпания в Японии и один из старейших клиентов Boeing. Первый самолет этой компании японцы купили еще в 1964 году. Всего с того времени ими были приобретены 274 самолета американского производства.

В прошлом году All Nippon стала самым крупным покупателем Boeing, заплатив более $2 млрд за 45 737-х.

Примечательно, что более четверти заказов All Nippon приходится на "широкобазные" 767-е, которые 7Е7 и должен сменить "на конвейере".

Партия 7Е7, которую японцы купят у Boeing, уступившего лидерство на мировом рынке европейскому Airbus, будет состоять как из ближнемагистральной версии 7Е7-3, так и дальнемагистральных 7Е7-8. Точное соотношение обоих типов самолетов в заказе пока не называется.

Появление первого покупателя нового самолета, ставшего единственным обновлением в "модельном ряду" Boeing за последнее десятилетие, означает, что пути назад для компании нет. По сведениям американской прессы, в ближайшее время будет объявлено о покупке "Дримлайнеров" "Сингапурскими авиалиниями" и авиакомпанией Emirates, но достоверных сведений об этом пока нет. То есть реальный покупатель - всего один.

Самолет под конкретного покупателя Boeing разразабатывал уже дважды. Последний раз объявление, подобное понедельничному, прозвучало 14 июня 1978 года: Boeing согласился разработать для United Airlines и поставить 767-200; наиболее же драматической вышла предыдущая история, датируемая 1968 годом.

Тогда совет директоров Boeing одобрил разработку 727-го только при наличии заказов на 100 самолетов. И чтобы все-таки запустить проект 727, тогдашний президент компании Уильям Маллен попросту обманул совет директоров: у него на руках были контракты на 40 самолетов от Eastern Airlines и на 40 самолетов от United Airlines; еще 20 самолетов United Airlines выразила намерение приобрести в принципе. Маллен сделал вид, будто и на эти 20 самолетов контракт заключен, совет директоров повелся - и правильно сделал. Именно 727-й вытащил Boeing из коммерческой ямы, в которой оказалась компания, имевшая немыслимый по тем временам долг почти в $1,5 млрд.

Сейчас ситуация схожая. Boeing имеет значительные долги, его главные коммерческие проекты - 757 и 767 - или вовсе не заказываются, или заказываются в минимальной степени, 747-й морально устарел, и если американцы не выпустят чего-нибудь принципиально нового, то преимущество и по заказам самолетов, и по стоимости контрактов, которое в прошлом году впервые обозначил главный конкурент Boeing, европейский Airbus, перерастет в конкурентную победу.

Так что риск, на который идет Boeing, неизбежен. По правилам авиаиндустрии, только после получения заказа самолет начинает с бумаги и из компьютера переходить в металлический вид. Заказчик резервирует 15% от общей стоимости контракта, которые не возвращаются, если он от самолетов отказывается. Однако вполне допускается перенаправление денег с одной модели самолета на другую. Иными словами, японцы вполне могут еще отказаться от 7Е7 и снова попросить какой-нибудь 767-й, но иного выхода у Boeing сейчас нет.

Нельзя не отметить, что главный проект Airbus - А380 - по сути делается на тех же условиях, что и 7E7, - с той только разницей, что заказчиков у него больше. По данным самой компании, коммерчески оправданным А380 становится при заказе 250 штук; сейчас у него контракты всего на 130. Но рискует Airbus меньше, чем Boeing, прежде всего потому, что среди его заказчиков - самые авторитетные авиакомпании: Lufthansa, Singapore Airlines, Международная финансово-лизинговая компания. Такой состав участников почти гарантирует европейцам выполнение их амбициозного плана.

Заметим, что те же All Nippon вполне могли бы выступить в роли еще одного заказчика А380 для обслуживания рейсов Токио - Осака. Там самолеты с огромной вместимостью чрезвычайно актуальны. Однако в дело вмешалась политика в виде прямого давления на японское правительство со стороны американцев, а также макроэкономика: на проект 7Е7 работает несколько крупнейших японских компаний, 35% компонентов этого лайнера делается в Японии, и сворачивание 7Е7 нанесло бы японскому бизнесу серьезнейший удар.

Новые Boeing могут появиться и в России. Как рассказал "Газете.Ru" менеджер по связям с прессой представительства компании Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин, несколько недель назад презентация проекта 7Е7 была проведена и в Москве. На нее были приглашены представители авиакомпаний, входящих в первую пятерку на российском рынке, в частности "Аэрофлота". "Первая реакция была положительная. Интерес к самолету есть", - отметил господин Аношкин. По его словам, никаких специальных условий для российских компаний не будет.

Российское законодательство установило очень высокие заградительные ввозные пошлины на импортируемые в Россию новые самолеты иностранного производства. На беспошлинный ввоз имеют право только "Аэрофлот" - для замены 27 своих самолетов, - и "Трансаэро" - но только до конца этого года. Господин Аношкин также отказался уточнить цену, по которой 7Е7 предлагались российским перевозчикам. "Это обычная практика, мы никогда не называем цифр", - заявил он. По каталогу 7Е7 стоит $120 млн.

Это на $15 млн меньше, чем цена по прайс-листу на основного конкурента нового "Боинга" - европейский Airbus A330-200. В московском представительстве Airbus "Газете.Ru" рассказали, что пока А330-200 на российском рынке не представлен, а прогнозов о появлении основного конкурента нового Boeing дать не могут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка