О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российское открытое небо

Весной 1989 года президент США Дж. Буш предложил СССР установить режим "открытого неба". При этом он заявил, что наши страны должны достигнуть договоренности о предоставлении американским "невооруженным разведывательным самолетам" права беспрепятственного пролета через территорию СССР, а советским самолетам - такого же права через территорию США.

Открытое небо

Сейчас уже трудно понять, зачем Буш вышел с такой инициативой. По оценке военных экспертов, орбитальная космическая группировка США способна за год собрать (а в последующем и регулярно обновлять!) информацию по всей территории России. Американцы и без "открытого неба" в состоянии создать цифровые карты любого российского региона. Договор Вашингтону ничего не давал бы, так как ему из космоса и так все прекрасно видно.

Очевидно, решение принималось чисто политическое, поскольку суть инициативы, как ее видели в Вашингтоне - "открытость" и "прозрачность" территорий, а не "инспекция" сама по себе. В Москве сначала к этому предложению отнеслись настороженно, ожидая какого-нибудь подвоха. Однако, изучив все "за" и "против", наши генералы и спецслужбы с удовлетворением констатировали, что договор нам очень даже выгоден.

Оказалось, что в случае реализации "открытого неба" прирост дополнительной информации у США не превысит 1%, а у России - не менее 25%. Это удивительно, но такие данные показали пробные полеты 1999 года.

Были и другие обстоятельства, которые делали участие России в договоре крайне выгодным. Так, у России в настоящее время ограничены возможности существующей космической группировки, а также туманны перспективы по ее наращиванию. Участвуя же в договоре, Россия в состоянии получать информацию по территориям, не контролируемым сейчас нашими спутниками (Восточная Европа, Север Европы, Аляска и т.д.).

Кроме того, российские средства разведки и наблюдения из космоса обладают меньшей разрешающей способностью, чем американские. США в настоящее время фактически обладают исключительной монополией на информацию в видимом и инфракрасном диапазонах (разрешающая способность средств менее 0,1 м и 0,5-0,8 м соответственно).

Принималось также во внимание продолжающееся расширение НАТО на восток и необходимость в этой связи увеличения контроля за количественными показателями военных группировок во вновь принимаемых в эту организацию странах. Плюс к этому - наши экипажи получали хорошую возможность повысить свою профессиональную подготовку в ходе полетов над территориями иностранных государств.

Более того, с 1995 года США осуществляют запуски космических аппаратов с оптико-электронной аппаратурой на борту, способной делать снимки земной поверхности с разрешением менее 1 м, которые затем распространяются на коммерческой основе. Что называется, "бери - не хочу".

Правда, был один минус, который крайне тревожил наших военных. Фотографирование местности иностранными наблюдателями позволяло в дальнейшем уточнять компьютерную программу полета натовских крылатых ракет, повышая тем самым их неуязвимость для российских систем ПВО.

Однако по совокупности факторов было принято решение присоединиться к договору. Он был подписан в Хельсинки 24 марта 1992 года. Его участниками также стали 27 государств ОБСЕ.

Самолет

Самолет со специальной аппаратурой в Договоре по открытому небу - элемент наиважнейший. Он проходит тщательное международное освидетельствование. Причем проверки проводятся как на земле, так и в воздухе. Инспекторам предоставляется возможность ознакомиться с устройством самолета, его оборудованием, назначением всех систем и их параметрами, конструкцией и функционированием аппаратуры наблюдения. Международные инспектора имеют право осмотреть и проверить неразрушающим способом все отсеки и пустоты в фюзеляже и крыльях самолета.

С целью контроля за работой и эксплуатацией аппаратуры наблюдения во время проведения полета на борту самолета находятся представители как наблюдаемой, так и наблюдающей сторон. Каждое включение аппаратуры наблюдения фиксируется и заносится в официальный международный отчет о полете.

Первоначально планировалось, что на самолете будет размещена аппаратура 10 видов, в том числе инфракрасные станции линейного сканирования, приборы для забора проб воздуха, гравитометры и магнитометры и другие. Однако наша страна согласилась только на установку аэрофотоаппаратов и радиолокаторов.

Но в ответ мы были вынуждены дать согласие на наблюдение всей нашей территории, включая районы закрытого воздушного пространства.

База

База обеспечения реализации Договора по открытому небу была сформирована 19 апреля 1994 года. Место ее дислокации - подмосковный аэродром ВВС в Кубинке. В сентябре 1995 года был выполнен первый пробный наблюдательный полет над территорией Германии на самолете Ан-30. В ответ в октябре того же года была принята первая ответная миссия Германии.

По мере подготовки наших экипажей к полетам по международным воздушным линиям начались полеты и над территориями других стран. В период с 1997 по 2003 год совершено 66 миссий за рубеж и 63 миссии принято в России. Только в текущем году российские летчики вылетали для инспекций 8 раз и 5 раз принимали иностранных наблюдателей.

Наши наиболее часто летают над Германией, Францией, Турцией и странами Скандинавии. К нам же повышенный интерес проявляют США, Германия, Великобритания, Италия.

Начальник базы

Переговорить с начальником базы подполковником Евгением Паниным до полета не удалось. Его Ан-30 улетел на разведку погодных условий перед проведением плановых учебно-тренировочных полетов. Кроме того, экипажу предстояло отработать взлет-посадку с проходом над полосой и съемку рельефа местности бортовым фотооборудованием.

Поэтому пришлось немного подождать, благо погода тому благоприятствовала. Небо было чистым, а редкие белые облака только оттеняли его синеву. Все маневры самолета было видно издалека. Наконец, сделав большой круг над аэродромом, он пошел на посадку.

Евгений Панин была назначен начальником базы в июле 1998 года. Хотя служит здесь со дня основания базы. Поэтому становление этого специфического для наших Вооруженных сил подразделения фактически происходило у него на глазах. Постепенно прибывали новые Ан-30 (сейчас их на базе 5), которые оснащались аппаратурой, повышали свое мастерство летчики. К полетам, по словам Панина, допускаются только летчики 1-го класса с налетом не менее 2 тыс. часов. Кроме того, пилоты обязаны довольно прилично владеть английским языком, так как во время полетов над территориями зарубежных стран все переговоры с наземными службами им приходится вести на этом языке.

Наши Ан-30 оснащены стационарным бортовым оборудованием наблюдения. У американцев же, например, оно крепится с внешней стороны. Кстати, вплоть до 2001 года все иностранные миссии выполняли свои полеты на российских самолетах с российскими экипажами. Гости только говорили, когда включать или выключать аппаратуру.

Начальник базы отметил также, что существует детально прописанная процедура запрета полетов. Например, в случае несвоевременного прибытия наблюдающей стороны в указанный пункт, несоответствия погодных условий, невозможности использовать аэродромы "открытого неба" и т.д.

Да и полет может быть прерван при отклонениях от согласованного маршрута или высоты применения аппаратуры наблюдения, вызванных ошибкой экипажа или отказом навигационной системы самолета. Возобновление работы возможно только после возвращения самолета на линию согласованного маршрута или занятия согласованной высоты полета.

Летают наблюдатели, как правило, на средних высотах - до 4 тыс. м с учетом рельефа местности. Наши летают на проверенных Ан-30. Дальность полета у этого самолета небольшая - 1,5-1,7 тыс. км. Панин рассказал, как в 1997 году на нем пришлось лететь в США. Маршрут для Ан-30 оказался просто титаническим: Калининград - Норвегия - Шотландия - Исландия - Гренландия - Канада - США.

"Евгений Витальевич, - спросил я начальника базы напоследок, - вы и ваши летчики много летаете за рубежом. Наверное, хорошие командировочные получаете в валюте?" "Какая валюта?" - искренне удивился Панин и, пожав на прощание руку, направился куда-то по своим командирским делам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка