О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МиГом на курорт

Реагируя на рост интереса к экстремальному туризму, сразу несколько фирм США, ЕС и России начали разработку техники для путешествий в космос и к его границам. Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и фирма EADS Space Transportation (подразделение крупнейшего европейского авиакосмического концерна EADS) подписали меморандум о создании системы для полетов в околоземное космическое пространство на базе перехватчика МиГ-31. Проект получил официальное название MigBUS и неофициальное - Space Coaster: от английских space - "космос" и coaster - "каботажное судно".

"Космос" в названии - не более чем рекламный ход. На самом деле MigBUS не сможет выйти за пределы атмосферы - максимальная высота его полета составит 25 км. Будущие туристы будут располагаться в специальной капсуле, установленной на "спине" российского перехватчика. Стратосферный автобус со стеклянными стенками и крышей сможет вместить 12 человек. Интересно, что именно стратосфера наименее освоена наблюдателями. Рубеж в 20 км преодолевают лишь специализированные одно- или двухместные военные самолеты. Для космонавтов прохождение стратосферы - самые напряженные участки полета, во время которых не до созерцания красот. Создатели MiGBUS уверяют, что высокая скорость (а MiGBUS быстрее звука в 2,5 раза) не будет ощущаться пассажирами, а вот 30-секундная невесомость, которую туристы почувствуют во время полета, станет одним из самых интересных впечатлений. От того, чтобы это впечатление не стало последним, туриста убережет специальный противоперегрузочный костюм и, возможно, подача чистого кислорода. В аварийной ситуации "автобус" сможет приземлиться отдельно от перехватчика на большом парашюте.

Сейчас "МиГ" и EADS совместными усилиями ищут инвестора для столь необычного проекта, и, как заверили "Профиль" несколько источников в отрасли, инвестор будет найден уже в этом году. Сразу после этого стороны создадут СП, отвечающее за проектирование и сертификацию туристического МиГа, и если все пройдет гладко, первый переделанный МиГ примет на борт туристов через три года. Окупится проект довольно быстро: вояж к звездам обойдется путешественнику в сумму порядка $25 тыс., в то время как переоборудование самолета, запущенного в серийное производство в далеком 1978 году, оценивается в несколько миллионов долларов.

Заметим, что похожие впечатления можно получить и сегодня, причем существенно дешевле. Полет в стратосферу на МиГ-25 обойдется в $9-11 тыс. Эту услугу предлагают несколько туристических фирм из России и с Украины. Ветераны-истребители МиГ-21 или МиГ-23 в роли такси ценятся в два раза дешевле, однако подняться на 20 км они не могут. Существует и другая возможность оказаться в невесомости - в самолете-лаборатории Ил-76. Это удовольствие будет стоить примерно $10 за секунду, но продается она только оптом - не менее 4 минут.

Впрочем, "МиГ" и EADS не надеются выиграть у таких конкурентов за счет цены. Ожидается, что партнеры передадут новый комплекс MiGBUS коммерческим структурам, которым предстоит "вставить" полеты Space Coaster в традиционные для западноевропейцев туристические маршруты. Например, искатели приключений из числа благополучных бюргеров, ежегодно летающих отдыхать из Мюнхена на Майорку, смогут проделать путь в одну сторону на истребителе.

Однако партнерам из России и Германии следует поторопиться, чтобы не уступить рынок новым конкурентам. Американская фирма Scaled Composites в апреле провела очередное испытание своего суборбитального (рассчитанного на выход в космос на минуты или десятки секунд) корабля SpaceShipOne. Достигнута высота 35 км, скорость звука превышена в 1,6 раза.

Специалисты российского Экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева в 2002 году продемонстрировали макет суборбитального корабля для космического туризма C-XXI. Он, как и SpaceShipOne, должен подниматься в небо на самолете-носителе, затем отделяться от него и достигать высоты в 100 км с помощью собственного ракетного двигателя. Для МиГ-31 подобные рубежи недоступны, хотя именно такой самолет под псевдонимом Е-266М установил в 1977 году действующий абсолютный рекорд высоты для самолетов - 37 650 м.

Создатели суборбитальных кораблей обещают туристам-экстремалам гораздо больше, чем разработчики MigBUS, а ожидаемая цена билета - $100 тыс. - выглядит вполне конкурентоспособно. Однако организаторам настоящего космического туризма предстоит убедить пассажиров в безопасности разгона и особенно торможения. В противном случае туристов будет отпугивать трагическая судьба шаттла Columbia....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка