О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Турфирмы ищут альтернативу "Аэрофлоту"

Туристическим компаниям все сложнее работать с "Аэрофлотом". Национальный перевозчик теперь предпочитает индивидуальных пассажиров организованным группам, требующим специальных тарифов. Операторы пытаются договориться с иностранными авиакомпаниями. Но обойти "Аэрофлот" по цене не всегда удается.

В этом году российские путешественники, полетевшие в Рим на майские праздники, встретили толпы японских туристов с фотоаппаратами уже в самолете. Компания "ПАК Групп" доставила часть своих клиентов в Рим авиакомпанией Japan Airlines. Оказалось, что проще бронировать билеты для групповых туристов на рейс JAL Токио - Рим с промежуточной посадкой в Москве, чем на рейс "Аэрофлота" до итальянской столицы. Но с другими городами Европы, например с Парижем, такой вариант невыполним. Правда, "ПАК Групп" не прекращает поиски альтернативных путей. Компания уже выяснила, что в Берлин летают "Монгольские авиалинии".

Богатое приданое

"Аэрофлоту" в наследство от советской эпохи достались статус национального перевозчика и эксклюзивное право на полеты в крупнейшие города Европы. Согласно межгосударственным договорам, многие из которых были заключены еще во времена существования СССР, в европейские столицы из Москвы может летать лишь одна российская авиакомпания. В Москву от каждого государства, как правило, тоже летают национальные перевозчики.

На отдельных направлениях правила позволяют работать нескольким авиакомпаниям. В случае их вторжения на свою "территорию" российский перевозчик вынужден отвечать "красивыми" предложениями для клиентов. Например, весной из Бельгии в Москву начали полеты SN Brussels Airlines. Авиакомпания заменила обанкротившуюся два года назад бельгийскую гордость - Sabena. Новый игрок предложил перелет из Москвы в Брюссель за 269 евро, включая налоги. У "Аэрофлота" в ответ появилась цифра $280 (вместо $370) за полет до генштаба НАТО. Аналогичная ситуация сложилась в сентябре 2003 года, когда на рынок вышла Germania Express с тарифом 222 евро по маршруту Москва - Берлин - Москва. Наш национальный перевозчик выступил на этом направлении со спецтарифом в $240. До этого билеты обходились в $340 - $440.

Но такие шаги навстречу туристу скорее исключение. На самых популярных маршрутах прослеживается обратная тенденция - российский и западные игроки договариваются о партнерстве. "Аэрофлот" уже успешно работает по схеме код-шеринга (совместной эксплуатации рейсов) с авиакомпанией Air France на маршруте Москва - Париж. В результате цены у обоих игроков становятся если не одинаковыми, то очень похожими. По словам Дмитрия Горина из "Инна-тур", самый дешевый тариф на майские праздники, по которому самостоятельные путешественники могли купить билет до столицы Франции и обратно, составил $650. При общей ценовой политике авиакомпании могут в "низкий" сезон держать специальные тарифы для туристов, а в "высокий" - устанавливать их по своему усмотрению. Путешественникам приходится выбирать - лететь им по такой цене или не лететь вовсе. На каникулах и в праздничные дни билеты на рейсы до Парижа всегда в дефиците. "Места по самым дешевым тарифам заканчиваются за полтора месяца перед праздниками. Исключение - Новый год. Зимой сначала продаются первый и бизнес-классы", - рассказал представитель одной из турфирм, пожелавший остаться неназванным.

Такая же схема действует и на пражском направлении - "Чешские авиалинии" также подписали договор о код-шеринге с "Аэрофлотом". Как рассказал Горин, у CSA очень гибкая политика: бывают спецпредложения от $270, но средний тариф около $300 - такой же, как у "Аэрофлота". Предложение CSA для туроператоров - примерно $240 за одно место в блоке. У российского перевозчика операторская планка - $220.

Не исключено, что в ближайшем будущем партнерские отношения сложатся у "Аэрофлота" и с AlItalia. Единственное направление, по которому невозможно выстроить единую ценовую политику, - это Германия. С этой страной помимо "Аэрофлота" регулярно работают Lufthansa, "Сибирь", "Трансаэро" и уже упоминавшаяся Germania Express. Игроков слишком много, к тому же немало городов, куда летают регулярные рейсы: это Берлин, Мюнхен, Франкфурт, Дюссельдорф и т.д. Цены на билеты у игроков значительно отличаются: "Сибирь" летает за $245 по маршруту Москва - Мюнхен - Москва, а Lufthansa тот же путь проделывает за $400.

Иностранные варианты

Пользуясь своим статусом, перед "высоким" сезоном "Аэрофлот" преподнес туристическим компаниям несколько неприятных сюрпризов: отменил комиссионное вознаграждение и предложил своим агентам окупать издержки за счет дополнительного сбора с клиентов. При сохранении тарифов авиаперевозчика билеты подорожали примерно на 5% (таков стандартный размер сбора). Если учесть, что у "Аэрофлота" с начала года свой курс американской валюты - 30 руб. за $1, то в рублях цены выросли примерно на 10%.

Еще один минус для туроператоров - блоки мест для туристических групп были сокращены, а оставшиеся объемы подорожали. Практика "блочных" мест на регулярных рейсах предусматривает, что туристические фирмы заранее (за неделю или две) выкупают у авиакомпании определенное количество билетов. Если места потом не удается продать туристам, то в убытке оказывается туроператор, а не перевозчик. Блочные билеты всегда дешевле тех, что продают в розницу через кассы.

В этом сезоне, по словам вице-президента компании "Инна-тур" Дмитрия Горина, цены на места в блоках выросли примерно на 15% по сравнению с предыдущим летом. Место в блоке до Парижа обходится в $310 - $320 со всеми сборами. Национальный перевозчик декларирует новую политику: теперь он ориентируется не на группы туристов, а на индивидуалов, которые могут заплатить за билет больше. "Когда у "Аэрофлота" были трудные времена, агентства помогали загружать рейсы, а теперь дела у авиакомпании идут хорошо, и оказалось, что агентства ему не нужны", - говорит генеральный директор компании Ital Travel Нелли Ионкина.

В результате туркомпании ищут для своих клиентов другие варианты перелета. Как рассказал Дмитрий Горин из "Инна-тур", после полной отмены блоков "Аэрофлота" на римском направлении операторы стали активнее работать с итальянским национальным перевозчиком. AlItalia отдает под блоки около 30 - 40 мест на рейсе (не более 20% загрузки).

"ПАК Групп" при организации поездок в Рим обратилась за помощью в японскую авиакомпанию, поскольку "Аэрофлот" не подтверждал групповые тарифы на майские праздники на рейсе Москва - Рим. "Мы не можем сказать нашим клиентам: "Если билеты подтвердят, то вы полетите, а если нет, то никуда не поедете". К тому же у компании есть свои русскоговорящие гиды в Италии, которые не могут работать для двух-трех человек. Нам выгодно посылать группу из 20 - 30 туристов. Пришлось обратиться к японцам, и нам подтвердили места по групповым тарифам", - рассказывает начальник отдела авиаперевозок "ПАК Групп" Александр Морозов. Цену билетов у JAL в "ПАК Групп" не называют, однако сотрудники компании отмечают, что она гораздо выгоднее, чем "аэрофлотовская".

Своими силами

Регулярный рейс во Францию россиянам все-таки удалось поставить: авиакомпания "Трансаэро" раз в неделю летает в Страсбург. Самый дешевый тариф на этом направлении - $335. Представители "Трансаэро" объясняют выбор Страсбурга тем, что город считается столицей объединенной Европы. Правда, в других авиакомпаниях говорят, что помимо российских чиновников, которым приходится бывать в Совете Европы, "Трансаэро" также рассчитывает и на туристов: турфирмы могут возить их из Страсбурга в Париж, даже несмотря на то, что расстояние от одного города до другого 300 км.

Интересы "Трансаэро" и "Аэрофлота" пересекаются и на лондонском маршруте. Там компания одновременно конкурирует с British Airways. Однако в случае с Великобританией "Трансаэро" не пришлось искать обходные пути: в межгосударственных соглашениях сказано, что Москва и Лондон могут назначить каждый со своей стороны по два перевозчика. "Трансаэро" выиграла право на полеты в тендере, а британцы так до сих пор и не выбрали второго игрока, поэтому на рынке работают три компании. По словам пресс-секретаря "Трансаэро" Сергея Быхала, цены у всех примерно одинаковы, иногда во время проведения каких-либо акций тарифы у одного из игроков могут быть выгоднее. Но жесткой конкуренции с "Аэрофлотом" и British Airways нет - поток туристов и бизнесменов в Лондон обеспечивает работой всех.

Туристические фирмы совместно с чартерными авиакомпаниями пытаются облюбовать и небольшие аэропорты, расположенные недалеко от европейских столиц. Туристам оттуда дольше добираться, но билеты получаются дешевле. Например, турфирме "Нева" совместно с государственной транспортной компанией "Россия" удалось организовать еженедельный чартерный рейс в предместье Парижа - Бовэ. По данным участников рынка, билет обходится туристу в $270. В "Неве" отказались комментировать, каким образом удалось частично пробить брешь во владениях "Аэрофлота" и Air France. Но представители других туркомпаний связывают открытие чартерной линии с тем, что ГТК "Россия" - официальный правительственный перевозчик, а выходец из "Невы" Владимир Стржалковский в предыдущем правительстве занимал пост замминистра экономического развития и курировал туристическую отрасль.

Еще два города во Франции, которые привлекают внимание туристических компаний, - Гренобль и Марсель. Чартеры в Гренобль обычно организуют в зимний сезон: оттуда проще добираться до французских горнолыжных курортов. В случае с поездками на курорты турфирмы всегда ищут самый близкий и самый удобный аэропорт. "Гренобль находится на таком же расстоянии от горнолыжных курортов, как и Лион. Но в Лионе огромный аэропорт, и туристу требуется два часа, чтобы дойти от самолета до автобуса. В Гренобле же выход занимает всего полчаса. Мы выигрываем время, а это особенно важно в пик сезона", - говорит генеральный директор компании "Эрцог" Михаил Мусинянц.

В Марсель полеты начнутся этим летом. "Эрцог" планирует продавать экономный отдых на Лазурном берегу и в Провансе с чартерным перелетом. По словам Мусинянца, билет на этом направлении обойдется в 220 - 290 евро. Самый дешевый тариф "Аэрофлота" в Ниццу летом составит $505, однако, по словам Дмитрия Горина из "Инна-тур", вряд ли можно будет купить билет дешевле $685 без налогов и сборов. Но о конкуренции на этом направлении говорить не стоит: клиенты регулярного перевозчика, которые отдыхают в Ницце, никогда не пересядут на чартер до Марселя.

Ситуация на пражском направлении сравнима с парижской. Чартеры из России принимает аэропорт в Пардубице (120 км от чешской столицы). Правда, организовать туда чартерную перевозку гораздо проще, чем в Бовэ. Ограничения не столь жесткие. Представители турфирмы "Нева" также заявляют о намерениях наладить чартер до Карловых Вар уже в этом сезоне.

Компании, работающие на итальянском направлении, имеют больше возможностей организовывать чартерные рейсы. Туристов, которые едут смотреть Рим, отправляют рейсом в Неаполь (расстояние между этими двумя городами чуть больше 200 км), Римини, Палермо, Геную, Тревизо. Средняя цена билета, например, до Тревизо составляет около $200. По словам Нелли Ионкиной из Ital Travel, ее компания сейчас рассматривает возможность организации чартерного перелета в Рим, что "крайне сложно, но выполнимо". Представители "ПАК Групп" отмечают, что летать в Рим чартерным рейсом действительно возможно, но этот проект слишком дорогостоящий (все авиакомпании должны выплачивать определенный сбор аэропорту за обслуживание, а в больших городах этот сбор выше).

Пока российские турфирмы и авиакомпании ищут пути доставки туристов в Европу, сами европейцы организуют чартерные перелеты в Россию и таким образом уводят часть клиентов у регулярных перевозчиков. В мае и июне в аэропорт Домодедово будут летать немецкая Hamburg International и испанская Spanair. Правда, авиакомпании не рассчитывают на туристов из России, а собираются возить только немцев и испанцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка