О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Срочно требуется интегратор

Атмосфера ликования вокруг "первого полета" второго опытного прототипа перспективного ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник", построенного на Роствертоле, в очередной раз сопровождалась громкими заявлениями о сроках и объемах будущих поставок. Но ничего нового мы не увидели. Фюзеляж вертолета тот же, что и у первого прототипа (кроме бортового номера), шар надвтулочной антенны РЛС - тоже, те же самые двигатели, вращающие винты, те же маневры. Если же это презентация "Ночного охотника" (ударение на первом слове), который готов к испытаниям, то и демонстрировать вертолет нужно ночью. Тем более что вертолет летал 25, 26 и 29 марта (полет по кругу). Вопрос заключается даже не в неумении расставлять акценты, хотя и это немаловажно в такой тонкой сфере, как вертолетный бизнес, а в выборе главного направления реформирования нашего вертолетостроения.

Вспомним события, происходившие на этом же месте двумя месяцами раньше, когда пять отремонтированных (модернизированных) вертолетов Ми-24ПН были переданы ВВС РФ. Тогда тоже было немало заявлений и обещаний. Горячие головы говорили о немедленной отправке вертолетов на Кавказ. Хорошо, что машины передали в Торжок, а не отправили в Чечню. Когда стихли овации, оказалось, что оборудование вертолетов не работает, сплошные отказы. Поэтому вместо отработки методик ночного применения вертолеты "стоят на земле", а ростовчане в буквальном смысле перебрались на "постоянное жительство" в Торжок.

На мой взгляд, именно здесь лежит ключ к нашему реформированию: ни ростовчане, ни арсеньевцы и т.д. не являются предприятиями конечной продукции. Устаревшие подходы по доведению вертолетов до ума в ходе эксплуатации сегодня больше не работают, они неэффективны и затратны. С нашими российскими просторами на одних командировочных разоришься. Нешуточное усложнение оборудования и вооружения современных вертолетов потребовало интеграции как по горизонтали - внутри летательного аппарата (ЛА) в единый комплекс, так и по вертикали - в единую боевую систему. Потребовалась не только интеграция на этапе разработки и производства, но и так называемая послепродажная и сопровождения продукции, которая начинается задолго до эксплуатации, еще на этапе проектирования и заканчивается (пуско-наладка) с вводом в эксплуатацию, а не продолжается бесконечно. В эксплуатацию должны поступать не платформы с набором оборудования, а интегрированная боевая система. Пока же наши вертолетные заводы строят и собирают платформы - "черные ящики", которые должны не только быть прозрачны (для эксплуатанта), но и увязаны с другими.

Очевидно, что процесс реформирования наступает на старые грабли - нашим заводам нужен Интегратор, который способен объединить и завершить усилия вертолетостроителей, как внутри ЛА, так и за его пределами. Подход, что вертолет (в том виде, который реализован) есть конечная продукция, - ошибочен.

Итак, современный вертолетный продукт - не платформа, а интегрированный комплекс. Поэтому в новых структурах должен быть интегрирующий орган, осуществляющий интегрирующие функции, начиная с разработки конструкции. Примеров тому предостаточно: успехи международных интеграторов американской Boeing Integrated Defense Systems, британской BAE Systems и израильской IAI общеизвестны. По росту доходов интеграторы значительно опережают своих производителей. Кстати, последние два интегратора активно занимаются интеграцией комплексов авионики российских вертолетов.

Программа создания вертолетного холдинга должна учитывать проблему интеграции перспективной конечной продукции. Для наглядности представьте себе авиастроительную отрасль в виде круга, где производители располагаются по концентрическим окружностям, которые постепенно (по мере поставки комплектующих) приближаются к центру. Например, на 4-й от центра - производители оборудования, затем на 3-й - трансмиссии, на 2-й - двигателей и, наконец, на 1-й вертолетов. А в центре - интегрирующая компания.

Так вот холдинг - это лишь сектор круга, где в центре находится интегратор, который осуществляет интеграцию как внутри отдельного сектора (холдинга), так и между другими секторами (холдингами, производящими другие боевые системы). Продукция по радиусам приближается к центру, где переходит на этап эксплуатации. Кстати, подобная схема решает наш извечный вертолетный вопрос, как объединить "Ка" и "Ми". Объединение происходит в центре круга в ходе интеграции продукции.

А может сам вертолетостроитель выступить в роли вершины холдинга (интегратора)? Ответ лежит в "площади круга" - нет, так как все вертолетостроители находятся на одной окружности и равноудалены от центра. Сегодня они перестали быть производителями конечной продукции.

Презентация опытного прототипа Ми-28Н № 2 - еще один повод задуматься, как обустраивать наше "вертолетное хозяйство"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка