О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дмитрий Верховод: "Повседневный бизнес - такая работа мне интересна"

Руководство крупнейшего российского перевозчика, авиакомпании "Сибирь", до конца года планирует кардинально изменить структуру управления компанией. После организации филиала "Сибири" в Москве очередным шагом на этом пути станет открытие Западно-Сибирского филиала, который уже в этом месяце начнет свою работу в Новосибирске. О его функциях и перспективах корреспонденту "КС" Оксане Сницарь рассказал руководитель Западно-Сибирского филиала авиакомпании "Сибирь" Дмитрий Верховод, до недавнего времени возглавлявший департамент имущественных и земельных отношений администрации Новосибирской области, а также совет директоров базового для "Сибири" аэропорта Толмачево.

- Дмитрий Бенедиктович, с чем связан ваш приход в авиакомпанию "Сибирь"?

- Проблемы развития авиационной отрасли в Западно-Сибирском регионе известны мне не понаслышке - три года подряд я являюсь членом совета директоров аэропорта Толмачево. Я с большим интересом занимаюсь этими вопросами, так как считаю, что перспективы развития Новосибирска связаны в первую очередь с формированием инфраструктурных отраслей, из которых авиационный транспорт - одна из самых важных. Полагаю, что в ближайшее время в этой сфере будут реализованы многие значимые для Новосибирской области проекты.

Работая в областной администрации, я изначально предполагал, что продолжу свою карьеру в бизнесе. Поэтому, когда мне поступило предложение возглавить Западно-Сибирский филиал авиакомпании "Сибирь", оно показалось мне очень интересным. Тем более что сегодня эта авиакомпания уже давно приобрела статус национальной. "Сибирь" - современный бизнес-проект, который был реализован в основном благодаря таланту менеджмента компании. Все это привлекает меня.

- Расскажите о тех изменениях, которые сейчас происходят в структуре управления авиакомпании "Сибирь". С чем они связаны?

- Сегодня "Сибирь" имеет самую широкую маршрутную сеть по сравнению со всеми другими российскими авиакомпаниями. При этом, если другие авиаперевозчики работают с одним аэропортом базирования (например, "Аэрофлот" совершает рейсы исключительно из Москвы, "КрасЭйр" выполняет большую часть полетов из Красноярска, "Пулково" - из Санкт-Петербурга), позиция авиакомпании "Сибирь" кардинально отличается от этой схемы. Сейчас компания имеет четыре крупных пункта базирования, между которыми и из которых совершаются полеты - Москва, Новосибирск, Иркутск и Ереван, где "Сибирь" имеет стратегического партнера - авиакомпанию "Армавиа". Кроме этого, "Сибирь" имеет широкую сеть филиалов и представительств в различных городах - например, в Кемерове, Барнауле, Омске, Томске и Новокузнецке. Управлять такой структурой из одного центра очень сложно. Чтобы оптимизировать систему управления компанией, было принято решение создать региональные дирекции, которые локализуют принятие управленческих решений. Всего таких дирекций будет три - московская (уже создана), западно-сибирская (начнет свою работу уже в этом месяце) и восточно-сибирская, которую планируется организовать до конца года. Также будет создано несколько генеральных представительств в тех регионах, где сегодня авиакомпания не имеет производственных баз (ремонтных и авиационно-технических подразделений).

- С какими проблемами вам пришлось столкнуться в качестве руководителя регионального филиала "Сибири"?

- Сложность, пожалуй, в том, что сам проект изменения структуры управления авиакомпанией требует разработки принципиально новых для российской авиации решений - пока у других отечественных авиаперевозчиков подобного опыта преобразований нет. Также возникают определенные организационные трудности, связанные с тем, что проект реализуется в период начала массовых перевозок.

Что касается технического или финансового обеспечения, то здесь никаких проблем не возникает. Тем более что в ближайшее время компания планирует привлечь серьезные инвестиции зарубежных финансовых институтов. После принятия окончательного решения по данному вопросу об этой инвестиционной программе будет объявлено.

- Как вы оцениваете позицию авиакомпании "Сибирь" в Западно-Сибирском регионе в связи с приходом этим летом на местный рынок новых авиаперевозчиков (например, авиакомпаний "Аэрофлот" и "Пулковские авиалинии" в Кемерово)?

- Появление конкурентов неизбежно, и прежде всего оно говорит о привлекательности сибирского рынка авиационных услуг. Вряд ли доля "Сибири" на этом рынке уменьшится даже с приходом других авиакомпаний - объемы перевозок из сибирских аэропортов ежегодно увеличиваются, что говорит о росте благосостояния населения. Мы готовы работать в конкурентной среде даже на сравнительно небольших региональных рынках. Тем более что сегодня почти на всех направлениях мы осуществляем перевозки параллельно с другими перевозчиками. В Западно-Сибирском регионе у нас прочные позиции - будем конкурировать, предлагать новые программы. Именно такая работа мне интересна - это живой повседневный бизнес, когда ты должен доказать, что те услуги, которые предлагает твоя компания, лучше, чем у конкурентов.

- Каковы ваши ближайшие планы в качестве руководителя регионального филиала "Сибири"?

- Сейчас "Сибирь" начала пополнение собственного авиапарка зарубежными самолетами. Два А-310 начнут этим летом полеты из Москвы в Кемерово и Иркутск. Мы рассматриваем возможность приобретения самолетов не только на условиях лизинга, но и в собственность, что потребует огромных налогов на имущество. Один из проектов, который я собираюсь представить губернатору Новосибирской области, - обеспечение областным бюджетом легатирования по налогу на имущество (в данном случае - авиатехники) авиакомпании "Сибирь". То есть "Сибирь" будет платить налоги, часть из которых будет возвращаться за счет бюджета области. Таким образом, инвестор получает стимул привлекать дополнительные инвестиции и, соответственно, платить налоги. Это будет крупный инвестиционный проект. К слову, в 2003 году налоговые отчисления авиакомпании "Сибирь" в областной и муниципальный бюджеты составили более 300 млн руб. Если нам вместе с областными властями удастся разработать весь необходимый механизм субсидирования, то я думаю, что возможно даже появление отдельного закона по реализации этого проекта.

- С чем связано намерение авиакомпании "Сибирь" принять участие в покупке госпакета акций аэропорта Толмачево, продажа которого должна состояться в этом году?

- "Сибирь" не собирается участвовать в аэропортовой деятельности, но авиакомпания тесно связана с Толмачево - в аэропорту находятся наши авиационно-технические базы, цеха оперативного обслуживания самолетов, общий персонал - более 2 тыс. человек. Пропускная способность Толмачево не удовлетворяет "Сибирь" уже сегодня - в прошлом году количество международных рейсов, которые "Сибирь" выполняла из аэропорта Толмачево, было в 1,5 раза меньше возможного. В связи с этим у авиакомпании есть два пути развития - наращивать географию полетов из других городов или увеличивать объем перевозок через Толмачево. "Сибирь" заинтересована в развитии аэропорта. Тем более что авиакомпанией уже сделан существенный задел в этом направлении - концепция развития Толмачево, разработанная по заказу "Сибири" компанией Obermeier. Международной аудиторской компанией (Ernst & Young) был проведен финансовый аудит этого проекта и дано подтверждение его реализуемости. Проект потребует 30% собственных средств и 70% заемных. Каким образом будут сформированы эти 30%, пока неизвестно.

Очевидно, что реализация проекта развития аэропорта состоится после продажи госпакета Толмачево, когда определится собственник компании. "Сибирь" не будет самостоятельно принимать участие в торгах, однако входить в различные альянсы и привлекать средства на покупку пакета мы будем. Очень важна позиция администрации области, так как ни один инвестор не заинтересуется проектом без поддержки местной власти.

- Будете ли вы продолжать свою деятельность в качестве члена совета директоров аэропорта Толмачево?

- Оставив государственную должность, я мог бы остаться в совете директоров аэропорта в том случае, если бы со мной был заключен специальный договор о представлении интересов государства в Толмачево. Такой договор заключен не был. Так что 20 июня на очередном собрании совета директоров аэропорта я уже не буду присутствовать. Но я надеюсь, что в совет директоров войдет депутат Госдумы от Новосибирской области Виктор Косоуров, который сейчас утвержден в качестве кандидата на эту должность. Он имеет большой опыт в авиационной отрасли, так как много лет способствовал развитию аэропорта и авиакомпании "Сибирь". А я со своей стороны буду содействовать этому развитию, работая в "Сибири"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка