Коммерсантъ - Самара
18 мая 2004, 07:07
Ан-140 проиграл подержанным самолетам
Ан-140 - 52-местный региональный самолет, был разработан украинским Авиационным научно-техническим комплексом им. Антонова десять лет назад. Он призван заменить уже не выпускаемые Ан-24 и Як-40, парк которых постоянно сокращается. Максимальная дальность полета 2,1 тыс. км. Крейсерская скорость 575 км/ч. Серийное производство было развернуто на Харьковском государственном авиационном предприятии (ХГАПП). Первый украинский серийный Ан-140 был поднят в воздух в 1999 году. Сейчас эти самолеты производятся в ХГАПП компанией HESA (Иран) и на самарском "Авиакоре". По оценкам экспертов, объем рынка Ан-140 в России оценивается в 80-100 самолетов. Стоимость самолета - $8 млн.
Напомним, авиакомпания UTair объявила тендер на покупку пяти пассажирских самолетов в октябре прошлого года. В начале нынешнего года был сформирован пул претендентов. Заявки подали канадская Bombardier (модель DASH-8), французская ATR (ATR-42) и ирландская лизинговая компания Magellan Air (модель ATR-42), которые позже объединили заявки, а также СП "Международный авиационный проект-140", созданное Харьковским государственным авиационным производственным предприятием и самарским ОАО "Авиакор" (Ан-140). Фактически это стало первым выходом Ан-140 на российский рынок (сейчас "Авиакор" заключил только один контракт на поставку двух самолетов для авиакомпании "Самара" - "Ъ").
В феврале этого года был объявлен второй этап тендера, в который вышли четыре компании: СП "Международный авиационный проект Ан-140", канадская компания Bombardier (DASH-8), французская ATR (ATR-42) и ирландская лизинговая компания Magellan (ATR-42).
Тендерная комиссия должна была определить победителей в марте этого года. Однако результаты тендера было решено отложить. Как заявил "Ъ" генеральный директор компании UTair Андрей Мартиросов, иностранные участники заявили о готовности снизить цену на самолеты. Чтобы разрешить коллизию было принято решение о привлечении к отбору претендентов двух иностранных консалтинговых агентств: Ernst&Young и Denton Wilde Sapte. При этом правовую экспертизу предложений должна была сделать Denton Wilde Sapte, а финансовую оценку - Ernst&Young. Впрочем, по данным "Ъ", затягивание тендера произошло и из-за нежелания UTair приобретать отечественную авиатехнику. Как ранее заявлял сам Андрей Мартиросов, его компания будет закупать технику за рубежом, так как "предложение конкурентоспособной российской техники отсутствует на рынке". В пользу его заявления сыграла и неудачная презентация Ан-140 в Ханты-Мансийске: пилоты не смогли с первого раза завести двигатель самолета Ан-140, на котором вылетал из города самарский губернатор Константин Титов и члены делегации. Стоит отметить, что это весьма задело господина Титова, который лоббирует проект Ан-140.
Вчера стало известно об изменениях в планах UTair. Как заявил "Ъ" генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов, тендерная комиссия решила исключить из списка претендентов "Авиакор", а Bombardier и ATR-42 включить в short-лист, чтобы устроить между ними конкурс на самое выгодное ценовое предложение. "Комиссия согласилась с рекомендациями консалтинговых компаний, которые просчитали, что сотрудничество с отечественными производителями экономически менее целесообразно", -пояснил это решение Андрей Мартиросов. По его словам, компания рассчитывает заплатить за все пять самолетов менее $20 млн, что в два раза дешевле договора с "Авиакор. Между тем, как сообщил "Ъ"источник в компании, отказ от "Авиакора" вызван и тем, что компания не смогла бы собрать до конца текущего года пять Ан-140, тогда как UTair планировала получить машины уже в этом году.
Между тем, на "Авикоре" "Ъ" сообщили, что действия UTair были абсолютно предсказуемыми. "Это решение было ожидаемым, - сказал "Ъ" руководитель проекта Ан-140 в Самаре Сергей Кузнецов, - мне было понятно с самого начала, что UTair проводит тендер только формально, на самом деле они изначально интересовались западными подержанными самолетами".
По мнению аналитиков, ситуация с UTair является типичной для отечественного авиапрома. "Российские производители не могут предложить нашим компаниям выгодные условия, в том числе и финансирования",- считает аналитик UFG Елена Сахнова. По ее словам, речь идет о высоких процентах по лизингу. "Если у нас просят 12-15%, то на западе - 3-6%. Понятно, что для авиации, особенно для низкорентабельных компаний, это очень высокие ставки",- считает она.
Кроме того, эксперты предполагают, что отказ UTair от сотрудничества с самарским авиазаводом может весьма негативно сказаться на его финансовом состоянии и имидже. За последнее время "Авиакор" уже потерял несколько крупных заказов. В марте этого года компания "Аэрофлот", ранее заявлявший о намерении купить 50-60 Ан-140, затем отказался от отечественных самолетов, отдав предпочтение подержанным импортным машинам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2024
Аэрофлот успешно поддерживает непрерывность автоматизированных бизнес-процессов совместно с российской ИТ-компанией IBS
Март 28, 2024
Академия Ростеха дала старт чемпионатному движению "Время первых"
Март 28, 2024
СМИ: в Пакистане одобрили реструктуризацию долга авиакомпании PIA в размере $963 млн
Март 28, 2024
В летнем расписании S7 Airlines будет выполнять рейсы по 126 направлениям