Опубликовано: 18.05.2004, 18:46
 

ВВС России отказались летать на импортных самолетах


В начале июня ВВС России объявят конкурс на разработку и создание среднего военно-транспортного самолета. Последний раз ВВС такую технику выбирали 18 лет назад. Результаты того тендера, где победил российско-украинский проект Ан-70, уже вылились в международный скандал. ВВС не желают приобретать самолет, который в ходе проектировочных работ "потяжелел" и перешел из среднего в тяжелый класс. Из-за лишнего веса Ан-70 не сможет принять участия в новом конкурсе. К тендеру допустят только отечественные компании.

Чужим летать запрещено

В конкурсе на военный транспортник среднего класса примут участие только российские фирмы. Источник "Известий" в штабе ВВС заявил, что это будут самолеты Ил-214 и Ту-330. Ан-70 по условиям конкурса участвовать в нем не может: в процессе создания он окончательно вышел из среднего и перешел в тяжелый класс.

У Ан-70 непростая судьба. На старте в его создании принимали участие специалисты европейского концерна Airbus. Однако затем европейцы отказались от сотрудничества и решили заняться строительством аналогичного самолета А-400М. Проект Ан-70 выдержал этот удар: руководство России и Украины подтвердило необходимость продолжения работ. Справился Ан-70 и со вторым испытанием: катастрофа в январе 2001 года под Омском. В этот же год восстановленный после аварии самолет после наземных испытаний совершил первый 20-минутный испытательный полет с омского военного аэродрома "Северный". К этому "воскрешению" самолета самым непосредственным образом были причастны президенты России и Украины, заявившие на своей встрече в Днепропетровске в 2001 году, что катастрофа не поставит крест на реализации уникального проекта.

Однако сегодня, судя по всему, в руководстве России остыли к этому проекту. Главная претензия россиян заключается в том, что Ан-70 стал конкурентом российскому самолету. "Ан-70, изначально задуманный как среднетранспортный, грузоподъемностью до 20 тонн, уже "шагнул" до 40 тонн и стал прямым конкурентом Ил-76МФ, - сказал "Известиям" генеральный директор Авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов. - Под Ан-70 пытаются создать новые производственные мощности в Омске, где никогда не строили самолеты. Для этого, по нашим расчетам, потребуется как минимум $100 млн. И это при том, что основные российские авиазаводы в Воронеже, Ульяновске, Казани и Самаре загружены лишь на 25-30%".

Надежности маловато

Российские военные считают, что у Ан-70 есть много недостатков. Главным из них, влияющим на безопасность полетов, главком ВВС Владимир Михайлов назвал недостаточную степень газодинамической устойчивости авиадвигателя. "Самолет имеет крайне низкий уровень надежности, - заявил главком ВВС "Известиям". - В ходе проведения первого этапа госиспытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требующих незамедлительного устранения. Многие из них так и не устранены. В их числе 5 связанных с газодинамической устойчивостью двигателя, непосредственно влияющих на безопасность полетов, без их устранения проведение испытаний недопустимо".

Двигатель Д-27, установленный на Ан-70, - "ахиллесова пята" самолета. В официальном акте госиспытаний машины № 01-02 от 25 декабря 2001 года указано, что в ходе полетов было 22 случая его самовыключения, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116 неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на одно выключение моторов составляла всего 190 часов. На все претензии украинская сторона ответила тем, что на завершение испытаний не хватает $50 млн., без которых машину не довести.

В ответ российские военные заявили, что даже если эти деньги найдутся, то в нынешнем виде машина уже не отвечает ряду важнейших летно-технических характеристик: высотно-скоростных, грузоподъемных, да и возможности базирования не соответствуют выданному ВВС заданию. Не устраивает и то, что по топливной экономичности машина находится на уровне морально устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню самолетостроения в 1.5-2 раза. Поэтому военные и предлагают прекратить разработку самолета на средства Минобороны России, а для соблюдения "политкорректности" предложить финансирование из внебюджетных источников. В этом случае ВВС готовы рассмотреть возможность ограниченного применения Ан-70 в войсках.

Видимо, Украина уже смирилась с мыслью, что ей самой придется доводить Ан-70 до финиша. Министр промышленной политики Украины Анатолий Мялица сказал, что независимо от того, как будет продвигаться работа в России, Украина обеспечит финансирование этого проекта.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 мая 2004 года | Дайджест публикаций за 18 мая 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-70, Ту-330, Ан-12БК, Безопасность полетов, АН-12, Мялица Анатолий, Ливанов Виктор, Михайлов Владимир (в процессе тестирования)