Источник: газета «Комсомольская правда»
Опубликовано: 18.05.2004, 23:22

Каждая новая смерть сэкономит швейцарцам от $7500


В Уфе от инсультов и инфарктов умерли 11 родственников детей, погибших 2 июля 2002 года, когда столкнулись Ту-154М "Башкирских авиалиний" и "Боинг-757-200" компании "DHL". Они не дождались компенсаций от швейцарцев и отчета от немцев о причинах авиакатастрофы. Его опубликуют в Германии только на этой неделе...

"Мы все живем, как Калоев"

Когда убили швейцарского диспетчера, все узнали про Виталия Калоева, потерявшего в катастрофе семью. Мемориалы - на кладбище и второй, дома, из вещей его жены и детей, - потрясли даже холодных европейцев.

- На самом деле все мы живем, как Калоев. Кладбище - дом - работа - кладбище... - вздыхает Галина Нелюбина. - У некоторых в этот "маршрут" еще включена больница... Только нам, в Уфе, чуть легче. Нас много, и мы вместе. А Калоев был один...

У Нелюбиных в катастрофе над Боденским озером погибла 15-летняя дочь Лена. У них дома тоже - свой "мемориал": нетронутая кровать, игрушки, книги во всю стену - от пола до потолка, портрет умницы-дочери с иконой, в цветах и свечах... Врачи Нелюбины держатся. Иначе нельзя - почти все родные погибших обращаются к ним за помощью.

- Две трети родственников прошли через психиатра, - говорит Евгений Викторович. - Мать погибшей Лены Басыровой сейчас в больнице. У нее на годовщину трагедии после перенесенного стресса случился гнойный распад поджелудочной железы. А Володя Савчук, которого обвинили было в смерти диспетчера, перенес ишемический инсульт...

За два года после катастрофы в Уфе от инфарктов и инсультов умерли 11 родственников, главным образом бабушки и дедушки детей, разбившихся в небе над Германией. Последним скончался 45-летний Ирек Биглов, отец 14-летнего Булата. Посмотрел передачу про убийство Петера Нильсена - и... сердце не выдержало. Еще в двух семьях безуспешно пытались обрести родительское счастье вновь...

- Пожалуйста, скажите, наши дети хоть что-то почувствовали? - Альфия Ханнанова мучается до сих пор.

- Самолет был "перерублен" ночью пополам. Из-за разницы давления внутри салона и снаружи произошел практически взрыв. Пассажиры на такой высоте сразу потеряли сознание и умерли во сне, мгновенно...

- Моя Алина в последнее время по ночам просыпалась, - все равно качает головой Альфия Хамитовна. - Я думаю, дочь не спала и все видела...

Говорить с родными в Уфе очень тяжело. Они вспоминают детей и плачут. И трудно не плакать с ними...

"Арифметика" по-швейцарски

Каждая семья получила на руки в качестве компенсации всего 180 тысяч рублей.

- Да поймите вы! Я не стану счастливее от того, заплатят мне 20 тысяч долларов или миллион! - кричит Альфия Ханнанова. - Ребенка моего ведь уже не вернуть!

- Мы не хотим денег, - объясняет Юлия Федотова, она потеряла 15-летнюю дочь. - Мы добиваемся наказания. Если бы "Скайгайд" можно было посадить в тюрьму! Но, увы, наказанием для фирмы является лишь выплата штрафов.

Предложения о компенсациях "Скайгайд" сделал лишь через год после катастрофы. Фирма готова заплатить не за каждого отдельно взятого ребенка его семье, а индивидуально каждому родственнику погибшего. Родители получат больше, другие - меньше. Если ребенка воспитывала мама-одиночка, то ей готовы выплатить 37 500 долларов. И все. А если папа, мама, бабушка, дедушка и брат, то семья получит 97 500. По "Скайгайду" выходит, что у каждого ребенка - своя "цена", а смерть каждого дедушки "сэкономит" фирме 7500 долларов. Вот такой простой цинизм...

- Для нас Швейцария сейчас - черная дыра на карте Европы, - говорит Евгений Нелюбин. - Хотя раньше по красоте мы сравнивали ее с Башкирией.

Кому Запад предлагал взятки?

Сразу после катастрофы в Уфу примчались западные адвокаты.

- Грифы... - говорит Евгений Нелюбин. - Налетели, как на падаль. Мы еще детей не похоронили, а они уже были тут...

По словам Юлии Федотовой, в июле 2002 года Башкирию посетили представители 18 западных адвокатских контор:

- Условия почти у всех были одинаковые: примерно 30 процентов от суммы взысканного. В погоне за нашими подписями они говорили, что мы можем получить очень большие суммы, и тем самым вводили нас в заблуждение. При этом большинство приводило в пример катастрофу "Конкорда": мол, там родным погибших по миллиону долларов выплатили, мы вам того же добьемся. Сегодня известно, что в случае с "Конкордом" выплаты были очень дифференцированны. По миллиону получили лишь те, у кого были соответствующие доходы...

Одна мать призналась нам, что некоторые адвокаты предлагали ей в июле 2002 года от 50 до 100 тысяч долларов, если она сагитирует родственников заключить договоры именно с их фирмой.

- Мы просили правительство России помочь найти хороших адвокатов, - подтверждает Зульфат Хамматов, председатель правления организации "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года". - Не помогли. Потому мы действовали сами, не понимая порой, что соглашаемся на кабальные условия. И адвокаты давили: торопитесь, а то упустим время.

Нас поразил такой факт: 11 семей решили отказаться от помощи одной адвокатской конторы. Но та была так настойчива в навязывании своих услуг, что люди направили в фирму коллективное письмо с требованием "оставить их в покое". Эта же контора предупреждала своих клиентов, что в Уфу приедет представитель американской фирмы-конкурента, которая "ведет экстремно-агрессивную перевербовочную кампанию", и потому просила "избегать разговоров с ее официальными представителями" и даже информировать "о попытке наладить контакт". Так вот работают в "цивилизованной" Европе.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 мая 2004 года | Дайджест публикаций за 18 мая 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-154М, Компания Boeing в России и СНГ (в процессе тестирования)