О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании вводят "топливный налог" на пассажиров

Невиданный взлет цен на нефть грозит прервать намечающийся рост рынка международных авиаперевозок. С такими заявлениями выступили в последние дни руководители крупнейших европейских компаний - воздушных перевозчиков. "Рост стоимости нефти и, соответственно, керосина может нам стоить 150 млн фунтов дополнительных расходов в этом году", - сообщил генеральный директор British Airways (BA) Род Эддингтон, добавив, что во избежание возможных убытков его компания вынуждена поднять цены на авиабилеты (на 4 долл. на международных направлениях и на 2,5 фунта на внутренних).

Одновременно о введении так называемого "топливного налога" на пассажиров в размере 4 евро за билет в один конец сообщили Air France, KLM, Spanair. Ранее повышение стоимости билетов на внутренних направлениях и рейсах в Канаду задекларировали американские компании (UAL, American Airlines и др.). "Основная проблема заключается в драматически высоких ценах на горючее", - заявил официальный представитель Continental Airlines, компании, закончившей прошлый год с убытками в 1,2 млрд долл. Для BA, наоборот, 2003 г. был весьма удачным (доходы - 343 млн евро, рост в 80%) прежде всего благодаря программе сокращения рабочих мест и целых нерентабельных подразделений. Однако вздорожание горючего может этот наметившийся рост легко перечеркнуть. В Air France полагают, что увеличение тарифов может быть временным. "Наценка, вводимая с 19 мая, будет отменена, как только среднемесячные котировки нефтяного сорта Brent вернутся к 30 долларам за барр.", - сообщил представитель компании.

Таким образом, европейские воздушные перевозчики вводят понятие "ценового коридора", подобного тому, который до недавнего времени существовал в ОПЕК. В нефтяном картеле, правда, были установлены нижняя (22 долл. за барр.) и верхняя (28 долл.) планки, выход цен за которые в течение определенного количества торговых дней вынуждал страны картеля к автоматическому снижению или, наоборот, увеличению добычи нефти. Авиаперевозчики пока определяют только верхнюю границу, ничего не говоря о том, будут ли они сами снижать тарифы на перевозки в случае, если котировки барреля рухнут, а керосин станет дешевым. Этот момент подметил гендиректор Ryanair Майкл О’Лири, заявив в связи с изменением тарифных планов BA, что политика английской и других "высокотарифных" компаний "состоит в том, чтобы накидывать на пассажиров как можно больше наценок" под разными предлогами, в том числе под предлогом роста цен на керосин. "Между тем пассажирам не было предложено более низких цен на билеты в течение последних пяти лет, хотя тогда стоимость керосина опускалась".

Ryanair, как и другие перевозчики-дискаунтеры, обещала не облагать пассажиров никакими "топливными налогами". Тем самым в противостоянии "традиционных" и так называемых "бюджетных" авиакомпаний открывается новая глава. Собственно, пока новые тарифные планы BA или Air France мало что меняют в расстановке сил на рынке воздушных перевозок. Для тех клиентов, которые предпочитали выкладывать сотни евро за рейс традиционных компаний, подорожание на 4 евро или, тем более, доллара пока несущественное. Однако тенденция, что называется, налицо. "Традиционные" компании мало того что начали экономить на расходах и сервисе, подражая дискаунтерам (на рейсах некоторых американских компаний, например, отменили бесплатное питание), они пытаются еще больше увеличить стоимость билетов, и еще неизвестно, куда это увеличение приведет.

"Что касается обещаний, связанных с возвращением нефтяных цен к отметке в 30 долл. за барр., то они могут оказаться невыполнимыми, - говорит ведущий аналитик РБК по нефти Сергей Осипов, - по крайней мере пока действующие фундаментальные факторы не свидетельствуют о предстоящем понижении котировок. Причем существует вероятность того, что на предстоящем энергетическом форуме в Амстердаме лидеры ОПЕК попытаются заставить мир поверить в то, что нынешний уровень цен есть "новая реальность", а не нечто экстраординарное".

Пока же традиционные перевозчики строят свою стратегию развития, в большинстве случаев исходящую из продолжения восстановления авиаотрасли, в которой во второй половине минувшего года наконец начался подъем. Однако ухищрения с экономией на обслуживании и на освобождении "лишних рабочих рук" могут выйти компаниям боком: и так постоянно приходится конфликтовать с профсоюзами из-за увольнений или снижения зарплат. Операции по хеджированию рисков в связи с ростом цен на горючее также могут обернуться серьезным ущербом, если цены в будущем окажутся не на прогнозируемом уровне. Наконец, рост популярности дискаунтеров нынче таков, что "высокотарифные" перевозчики могут в скором времени вообще остаться без клиентов, за исключением VIP. Единственное, что пока спасало традиционные компании от окончательного поражения в этой войне цен, так это благосклонность к ним европейских судов, постановлениями которых дискаунтеры были лишены якобы "незаконных привилегий" в ряде аэропортов. Однако судебная и в ряде случаев правительственная поддержка не является гарантией от неудачи в стратегическом противостоянии. "Увы, пассажиры хотят низких тарифов, - констатировал в недавнем выступлении перед своими сотрудниками глава US Airways, объясняя причины, по которым компания постоянно проигрывает "бюджетным" перевозчикам. То есть принцип "в спартанских условиях, но дешево", оказывается, работает не только в России. Хоть в чем-то мы с Европой и Америкой сближаемся....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка